Найти тему
Black Maria Кино 🎬

"Я - капитан" 2023 г. - главный мигрантский фильм года

Одним из главных европейских проектов прошедшего года стала новая лента итальянца Маттео Гарроне. Режиссер "Догмэна", "Гоморры" и "Страншных сказок" обратил свое внимание на животрепещущю тему миграционных потоков.

"Я - капитан" - это история двух сенегальских подростков, которые решают отправиться покорять Европу. Они тайно подрабатывают, собирают необходимую сумму денег и, не сказав родителям, уезжают.

Так начинается их полная жестокости и смертельных опасностей одиссея. Очень быстро они поймут, что их жизнь не значит абсолютно ничего и в любую секунду они могут быть убиты или превращены в рабов. Их обманывают, пытают, отбирают деньги, используют как рабов и почти убивают...

"Я - капитан" - мастерски выполненный фильм, повествующий истинно душераздирающую историю двух мальчиков, которые становятся жертвами не столько конкретных бандитов, сколько современной несправедливости мирового порядка. Порядка, где деньги важнее жизни.

-2

У фильма высокие рейтинги, восторженные оценки зрителей и критиков, и коллекция наград. Всё заслуженно.

Но...

Я лично смотрю фильмы про несчастных мигрантов уже лет 20. Они все очень душераздирающие, все рассказывают об ужасах, которые переживают мигранты у себя на родине, во время переезда и даже в стране назначения. Все эти фильмы похожи один на другой и сливаются в одну большую печальную повесть о безнадеге.

-3

Каждый год выходит как минимум один-два вот таких вот шедевра. Критики написывают статьи, переполненные гуманистических идей и восторгаются великолепной игрой непрофессиональных актеров, сыгравших мигрантов. Режиссеры толкают речи о важности этой проблемы и собирают урожай наград. И так каждый год. Из года в год. Одно и то же. Одно и то же. Десятилетия подряд. Меняются только детали.

Поэтому смотря шедевральный "Я - капитан", главной эмоцией было вовсе не сочувствие, а раздражение. Сколько можно душераздираться, наблюдая эти печальные истории? Ведь в этих фильмах нет абсолютно никакого смысла.

-4

Миграционная политика стран не становится лучше. Отношение людей к мигрантам, которых они видят в реальности, а не на киноэкране, не становится лучше. Этот бесконечный поток мигрантских шедевров не становится основанием для каких-то существенных общественно-политических дискуссий.

Все просто ставят галочку в "миграционной теме". Типа фильмец-другой сняли, значит проблему не скрываем и якобы ею занимаемся. Киносообщество награды раздало, значит оно хорошее, все что от них зависело сделали - их дело фильмы снимать, вот они и снимают. Зрители эти фильмы смотрят, восторгаются и даже плачут - ну вот и посодействовали миграционным проблемам. Можно с чистой совестью мысленно повесить на свою грудь медаль "за толерантность"...

-5

Однако такие фильмы как "Я - капитан" никогда никак не посодействуют улучшению реальности. Просто потому что 99 % из них пропитаны лживым гуманизмом. Маттео Гарроне, например, манипулирует эмоциями зрителей, выставляя своего главного героя талантливым, несчастным, сильным и благородным. Мол посмотри дорогой зритель и удивись - это не просто очередной бесполезный черный вылезший из нищебродской Африки. Это хороший и достойный человек. А его мучают и жизнь к нему очень несправедлива... Давайте посочувствуем бедняге. Он на самом деле очень хороший.

Таких высокомерных фильмов, которые создаются высокомерными кинематографистами, искренне верящими в свой собственный гуманизм, абсолютное большинство. В западной культуре сейчас популярен термин "апроприация" - белых критикуют за то, что они присваивают себе элементы культуры подавляемых народов. А этот поток мигрантских фильмов - это наверное какая-то "апроприация несчастья". Богатые сытые жители Земли присваивают себе истории страданий мигрантов, снимают про это кино и наслаждаются значимостью и благородством своих творений...

-6

Поэтому, кстати, не удивительно, что несмотря на огромное число мигрантских фильмов вы едва ли найдете художественное кино, которое основано на реальных событиях и рассказывает историю каких-то конкретных людей. Это кино конечно базируется на реальных историях, но это кино должно оставаться вещью в себе. Оно должно быть просто экранной реальностью и прославлять кинематографистов, а не тыкать людям в лицо суровую реальность и ее настоящих жертв.

Поэтому выбирая между очередным мигрантским шедевром типа "Я - капитан", "Зеленая граница", "Тори и Локита" и пр., я лучше выберу истинно гуманистический, а не эксплуатационный фильм "Воспоминания о Париже" 2023 г. Или "Без особых примет" 2020 г. - фильм, снятый мексиканцами, рассказывающий просто адскую мигрантскую историю, но показывающий человечьими глазами историю о человеке, а не предлагающий поудивляться тому, что мигранты тоже люди и что им очень уж хреново живется на свете.

Смотрели "Я - капитан" (Io capitano)? Делитесь впечатлениями в комментариях.