Найти тему

Два самых знаменитых сына Барса 1

Н.Е.Сверчков (с 1846 года был штатным художником Хреновского конного завода). «Сани. Рысак» или «Граф А. Г. Орлов-Чесменский в санках, запряженных Барсом I»
Н.Е.Сверчков (с 1846 года был штатным художником Хреновского конного завода). «Сани. Рысак» или «Граф А. Г. Орлов-Чесменский в санках, запряженных Барсом I»

Родословные Любезного 1 и Лебедя 1 очень похожи одна на другую — составные части их одинаковы и одинаково расположены. Обе родословные представляют картину «равновесия» восточного верхового и западного упряжного элемента в породе матери. Разница только в том, что место арабско-персидского Араба 2 у одного занимает у другого арабско-английский Фелькерзам, принося с собой инбридинг на Сметанку в III–III р. п.
Любезный 1, со слов хреновских старожилов, приводимых В. И. Коптевым, «был необыкновенно широк, но сух, имел прекрасную шею с отличным зарезом, арабскую голову и выпуклые выразительные глаза, росту был 2 аршина 3 ½ вершка». Изображения его не сохранилось.
Лебедь 1 изображен на картине крепостного художника в дрожках на ходу, на фоне Хреновского бора.. Мы видим нарядного, сухого, на очень высоком ходу, белого жеребца. .. По словам В. И. Шишкина, «Лебедь 1 был жеребец широкий, в особых мускулистых крепких статях»...Несомненно, арабско-мекленбургская часть родословной Лебедя 1 и Любезного 1 должна была сказаться на большей сухости и породности их по сравнению с жеребцами, представителями полкано-голландского комплекса (Похвальный 1, Барсик Большой и др.).
Вместе с тем Любезный 1 и Лебедь 1, повидимому, сохранили в полной мере способности Барса 1 и вообще лошадей полкано-голландского комплекса к резвой рыси. Любезный 1 был долгое время любимым рысаком А. Г. Орлова и еще в 1805 году не сошел с Московского бега (см. «Дневник студента», С. П. Жихарева). Лебедя 1 Орлов, умерший в 1807 году, не успел испытать столь основательно. В представлении конских охотников Лебедь 1 был блеще, а Любезный 1 — резвее. Шишкин ценил Любезного 1 выше. Предание говорит, что граф А.Г.Орлов-Чесменский не любил вороной шерсти. И.П.Петровский, ближе всех по времени преемник коннозаводской деятельности Графа Алексея Григорьевича подтвердил это, сказав,что А.Г.Орлов-Чесменский : . *не мог терпеть лошадей вороной масти *.Знаменитый Любезный 1 есть единственный представитель вороной масти , оставленный в заводе самим Орловым, все же прочие жеребцы , пущенные в завод, были серые и даже белые. (из материалов В.И.Коптева)

Аркадий Пластов. «Холстомер обгоняет Лебедя». Иллюстрация к повести Л.Толстого «Холстомер». 1953–54 гг. Бумага,гуашь,темпера. 53х75см. ГТГ.
Аркадий Пластов. «Холстомер обгоняет Лебедя». Иллюстрация к повести Л.Толстого «Холстомер». 1953–54 гг. Бумага,гуашь,темпера. 53х75см. ГТГ.

Художественное чутье вряд ли обмануло Л. Н. Толстого, когда он написал в «Холстомере», может быть, опираясь и на коннозаводские предания: «Лебедь прошел мимо нас. Он хорошо ехал, но он все-таки щеголял; не было в нем той спорости».
Любезный 1 был десятью годами старше Лебедя 1, и заводская «карьера» его началась соответственно ранее. Первый приплод от Любезного 1, известный по заводским книгам, относится к 1800 году. От Любезного 1 было оставлено в заводе всего восемь жеребцов и 48 кобыл, больше чем от кого бы то ни было из других производителей этого периода.
Первые годы заводское использование Любезного 1 шло по направлению подбора к нему кобыл не родственных, но сходного верхово-упряжного комплекса. Из жеребцов, родившихся от Любезного 1 в эти годы, заслуживают быть отмеченными караковый Птичка, рождения 1800 года, и вороной Мужик I, рождения 1803 года..// источник материала: В.О.Витт //

Хреновской конный завод. В центре фасада заводских конюшен находится выводной манеж, увенчанный куполом. Изображение этого манежа стало эмблемой Хреновского конного завода.
Хреновской конный завод. В центре фасада заводских конюшен находится выводной манеж, увенчанный куполом. Изображение этого манежа стало эмблемой Хреновского конного завода.

Вспомним как про Любезного писал В.И.Коптев, описывая о приезде государя Александра 1 в Хреновое в мае 1818 года.:,,.........После блестящей выводке, был пущен без узды на совершенной свободе, знаменитейший рысак и заводской призводитель, на котором ездил сам граф Орлов, 24 летний Любезный, но все еще бодрый, легкий и могучий. Вбежав в распахнутые внезапно двери манежа, он сделал по всему манежу три круга своим быстрым, воздушным аллюром, которым бегают только орловские рысаки и остановился, как вкопанный, пред Государем. Государь изволил приласкать его, погладив его рукою и дал ему несколько кусков сахара и бисквитов, которые Графиня Анна Орлова поднесла на серебряном подносе. Потом государь обошел конюшни по коридорам. Лишь только Государь вступил в коридор, как звонкое ржание благородных животных, веселым гулом, громко пронеслось по бесконечным переходам огромных заводских зданий. Более 500 лошадей (остальные были на пастбищах) в один момент приветствовали радостным ржанием того, Кто был не только радостью России, но и всей Европы. Может быть это назовут теперь недостойною комедией, но деды и отцы наши плакали рассказывая о Государе, которого приветствовали и бессловесные. В знак своего благословения к Шишкину, которому благодушная Графиня приписала весь успех и блистящее совершенное состояние её завода, Государь пожаловал ему бриллиантовый перстень в 2500 руб,асс. и узнав, что он еще крепостной человек, просил Графиню дать ему отпускную, что Графиня с удовольствием тотчас и исполнила. Конюшенной прислуге Государь пожаловал 10000 руб.асс...." У флигель-адьютанта государя А.И.Михайловского , перстень в 3000 руб.асс. и государь пожаловал прислуге графини 7500руб.асс. Любезный пал 25-и лет в 1819году, В.И.Шишкин за заслуги его (как сам выражался) приказал похоронить его на конском дворе подле манежа, у самой стены, где была вырота яма и он поставлен в ней стоя в попоне, капоре и уздечки........Мне очень нравиться сказка про рысака Любезного, которую рассказывают сотрудницы музея Хреновского конного завода .Однако не надо забывать, что это сказка напечатана в книге детского писателя. И она предназначена для детей, а не для работников музея. Вот что рассказывает они : "..Любезного вывел сам Шишкин, потом он его отпустил....На дорожке в манеже вдруг появилась лошадь без уздечки. Красавец-рысак Любезный 1 совершил вокруг императора и его свиты несколько кругов, затем остановился и, припав на колени именно перед Императором, кивком головы приветствовал высокого гостя...".Я жду , не дождусь, когда же в Хреновом появиться сказочник, и к выше сказанному, добавит: " и заговорил с Императором человеческим голосом"