Найти тему
Особый жанр

Зачем Ночная княгиня Авдотья Голицына заказала свой портрет иконописцу

Оглавление

В этом портрете необычно все: сам портрет, судьбы автора и героини. И особенно необычна цепь событий, которые привели к созданию шедевра.

Алексей Егоров. Портрет княгини Е.И.Голицыной. начало 1810-х. Государственная Третьяковская галерея
Алексей Егоров. Портрет княгини Е.И.Голицыной. начало 1810-х. Государственная Третьяковская галерея

Русский Рафаэль Алексей Егоров

Судьба автора портрета удивительна настолько, что иначе как вмешательством Божьего промысла, ее никак не возможно объяснить.

Он родился в одном из улусов в степях Калмыкии в очень непростое время. Казаки подобрали маленького калмыцкого мальчика в разоренном пустом ауле.

А спустя всего 18 лет блестящий выпускник Императорской Академии художеств Алексей Егоров впервые ступил на итальянскую землю. Направленный в Рим для продолжения учебы, он сам явился образцом подражания для итальянских художников: итальянцы называли его «русским Рафаэлем», знаменитый Винченцо Камуччини использовал эскизы Егорова для своих работ, а его рисунки оценивались количеством умещавшихся на них золотых монет.

Егоров Алексей. Автопортрет (в юношеском возрасте). До 1803 г. Государственная Третьяковская галерея
Егоров Алексей. Автопортрет (в юношеском возрасте). До 1803 г. Государственная Третьяковская галерея

Папа Пий VII предлагал Алексею Егорову должность официального художника Святого престола. Но, будучи глубоко верующим православным христианином и патриотом России, Егоров отказался и в 1807 вернулся на Родину.

Алексей Егорович видел своей главной миссией проповедовать творчеством Слово Божие, и своим основным призванием считал именно религиозную живопись.

Образа работы Егорова сегодня можно увидеть в Троице-Измайловском соборе или в церкви Александра Невского на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

За всю жизнь он сделал лишь несколько исключений, согласившись написать светский портрет, и в основном это были портреты людей, которых Алексей Егорович знал лично. Как правило, желающих сделать заказ он отправлял искать другого художника.

Однако у княгини Голицыной художник заказ принял. Отказав многим, набожный и строгий академик Алексей Егорович Егоров написал портрет женщины, всю жизнь нарушавшей правила и устои. Более того, он написал ее в образе жрицы, принявшей обед целомудрия.

Ночная княгиня Авдотья Голицына

Княгиню Евдокию, или как она требовала себя называть, Авдотью Голицыну в каком-то смысле можно назвать антиподом Алексея Егорова.

Объединяет их разве что ранняя потеря родителей. Только Авдотья Голицына, урожденная Измайлова, росла не в воспитательном доме, а в особняке своего дяди — сенатора Измайлова. Собственных детей у Михаила Михайловича не было, и, естественно, он души не чаял в племяннице. Авдотья Голицына получила редкое для девушки того времени всестороннее образование. Была она дивно хороша собой, умна, а кроме того, капризна и упряма, как все подростки, которым ни в чем не отказывают.

Иосиф Мария Грасси. Портрет Голицыной А.И. Между 1800 и 1802 гг. Всероссийский музей А. С. Пушкина
Иосиф Мария Грасси. Портрет Голицыной А.И. Между 1800 и 1802 гг. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Судя по биографии, княгиня Авдотья Голицына многие решения в жизни принимала раз и навсегда.

Например, однажды в Париже ей нагадали, что она умрет среди ночи «неприбранная», и с тех пор Авдотья решила никогда не спать ночью. Она высыпалась днем, а ночью принимала гостей в своем салоне. За это современники прозвали ее «princesse Nocturne» — Ночная княгиня.

В 1800 году она, как принято считать, по принуждению вышла замуж за богатейшего московского князя Сергея Голицына, но раз и навсегда решила не быть de facto его женой, а через пару лет и вовсе стала жить отдельно, в основном путешествуя по Европе в компании старшей сестры — вдовы Ирины Воронцовой.

Там же в Европе Авдотья встретила и полюбила первого красавца Российской Империи князя Михаила Долгорукова. Говорят, что у них был бурный роман, продлившийся несколько лет. Однако в 1808 году князь погиб на войне со Шведами. Правда за год до этого он просил руки родной сестры Императора Александра I, Екатерины Павловны. Император этот союз одобрил, но породниться с императорской семьей князь не успел.

Поскольку любовь княгини Голицыной к князю Долгорукову тоже была «раз и навсегда», она, видимо, приняла решение оставаться верной ему до конца жизни. И несмотря на свой статус женщины, живущей с мужем «в разъезде», многолетний роман и странную ночную жизнь, она сохранила безупречную репутацию, сделав преданность погибшему возлюбленному частью своего имиджа.

Весталки — в Древнем Риме жрицы богини домашнего очага Весты. Поддерживали в очаге храма Весты священный огонь как символ надежности и устойчивости государства. Избирались из девочек знатных семей и служили 30 лет, соблюдая обет безбрачия.

Зачем княгине понадобился портрет, написанный иконописцем, и образ целомудренной весталки, давшей обет безбрачия, представляется достаточно понятным. Но как она уговорила Алексея Егорова взяться за этот заказ — загадка. Впрочем, княгиня была упряма...

Единство противоположностей

Говорят, что во время создания портрета между автором и моделью возникает внутреннее единство, похожее на связь актера с его ролью. В данном случае это «единство противоположностей» подарило миру прекрасный и утонченный шедевр.

Княгиня Авдотья Голицына никогда не следовала моде. Она существовала вне своего времени. И портрет, написанный Егоровым тоже совершенно не похож на модные в то время портреты эпохи ампир, которые выглядели примерно вот так:

Владимир Боровиковский. Портрет княгини Маргариты Долгорукой. 1811 г. Государственная Третьяковская галерея
Владимир Боровиковский. Портрет княгини Маргариты Долгорукой. 1811 г. Государственная Третьяковская галерея

По стилю портрет гораздо ближе к итальянской религиозной живописи эпохи Возрождения. Образ римской весталки, написанный в любимых Голицыной желто-охряных тонах, которые ассоциируются с Италией, очень подходит княгине, которая унаследовала южную внешность от своих татарских предков Юсуповых.

Алексея Егорова не зря называли «русским Рафаэлем». Глядя на картину, можно подумать, что она написана на три века раньше: ясные четкие линии, условный пейзаж за окном, поза княгини, с мольбой обратившей взор к небу — все это однозначно отсылает нас к рафаэлевским Святым.

Впрочем, судите сами:

Справа: Рафаэль Санти. Святая Екатерина Александрийская. Около 1507 г. Лондонская национальная галерея
Справа: Рафаэль Санти. Святая Екатерина Александрийская. Около 1507 г. Лондонская национальная галерея

Стоит заметить, что такое подражание никак не умаляет самостоятельной ценности портрета. Написанный с большим мастерством и вкусом он занимает достойное место в коллекции Третьяковской галереи.

А вам портет нравится? Напишите ваши впечатления в комментариях.

Благодарю вас за внимание и время ❤️. Если вам понравилась статья, поддержите ее лайком.

Буду рада видеть вас среди подписчиков канала.