З 17-го годы молодой страны были сложными, жизнь бурлила и била ключом.
В село приезжали новые люди, уезжали многие за мечтой , в поисках счастья и удачи. В молодых семьях , в любви и радости, подрастали малыши.
В семье Ивана и Акулины родился сынок. Бабушка Маша и многочисленные дядюшки не могли на него надышаться. Ребёнок был шустрым, шаловливым и самое главное, здоровым. Маленький Григорий выбрал себе в няньки самого доброго и ответственного Никиту. Ходил за ним и с ним везде и всегда. Внимательно слушал рассказы взрослого, старался подражать ему в своих ребячьи играх. Никита тоже очень любил мальчишку. Старался рассказать и показать ему как можно больше, все свои знания пересказывал в форме сказок и былин. Приучал к пониманию семейных ценностей, к уважению и любви своих родителей и родственников.
Голод не сильно отразился на семью и родственников. Да и на все село, в общем. Народ умел выживать. Ели все, что можно было. Этим и спаслись.
Однажды на главной площади запылал большой костер . Со всего села чужие люди с оружием сносили иконы, отобранные у селян. Стоял крик и плач. Босоногие мальчишки тоже прибежали посмотреть на такое огнище. Любопытных было много, чтоб их не заметили, прятались за кустами и деревьями. Хорошо было видно, что когда бросали в костер очередную икону, то брызги искр поднимались высоко и разлетались по всей площади. Иногда их уносило высоко вверх и там уже не видно было, куда они падали. Одну большую икону кинули возле огня, она упала стеклом вниз и огонь ее не доставал. Гриша не удержался и подбежал туда. Быстренько схватил , засунул ее под рубашку и побежал домой, через заросли кустарника, чтоб не увидели и не поймали.
Дома, показывая свою «добычу» ,он был рад тому, что ни мама ни отец не ругали его. А самый старший дядя, Трофим, даже похвалил.
Так в семье появилась новая икона, хотя ее пришлось и припрятать до «лучших» времен.
В 1941 грянула война. В первый же месяц на фронт ушло много народу. Шли, как мужики, так и молодые парни, шли девушки. Ушел Иван и все братья со стороны мамы и со стороны отца. Все ушли, кроме Трофима и Никиты. Трофим был плохо слышащим, а Никита серьезно болел.
Шли тяжелые бои. Враг подошел настолько близко, что когда шли обозы с ранеными, оставшиеся селяне выходили на дорогу и передавали раненым все, что могли-кто хлеба, кто вареную картошку, а кто наливал и кружку молока.
В тот день совсем не стреляли. Было тихо и необычно. а после обеда в село зашли немцы. Просто и обыденно. заходили в каждую хату и, смотря сколько кроватей было, оставляли своих солдат на постой. В дом Акулины поселили двоих. Не хочу о них ничего рассказывать, это уже было. И уже не помню, из рассказа Гриши, сколько они были в доме по времени. Ушли сами или их «выбила» наступающая армия, тоже не знаю.
Война для всех была испытанием на прочность. Многие погибли, а те, кто вернулся, пытались жить и радоваться каждому дню.