Найти в Дзене

Фура с грузом попала в ДТП: кто несет материальную ответственность?

Оглавление

Дорога всегда сопряжена с риском, и, к сожалению, аварии с участием корпоративных машин — часть реальности транспортных компаний. Последствия могут быть разными: от повреждений автомобиля и груза до травм участников происшествия. Не углубляясь в причины аварийности и способы ее снижения, поговорим сегодня о сугубо прагматической стороне дела: кто в такой ситуации несет финансовую ответственность и кто должен возмещать материальный ущерб?

Основной принцип

Позиция Верховного суда РФ касательно ущерба, причиненного перевозимым грузам, довольно однозначна. Независимо от того, кто является виновником ДТП, транспортная компания должна возместить ущерб отправителю груза. Исключением могут быть только чрезвычайные ситуации и другие форс-мажоры.

Если у компании есть страховка ОСАГО, то она может покрывать не только ущерб, причиненный транспортным средствам, но и грузу. Всё зависит от страхового случая и условий самой страховки.

Авария спровоцирована водителем компании: как быть?

Вопрос 1. Кто виноват?

Если водитель управляет грузовиком по договору аренды или доверенности, ответственность полностью ложится на него.

Если же он работает по трудовому договору, материальная ответственность перед потерпевшими в ДТП — на работодателе (транспортной компании). Уже после того, как компенсация пострадавшим будет выплачена, компания в порядке регрессного требования может взыскать с водителя эту сумму частично или полностью. Водителю придется возместить ущерб за поврежденный грузовик и компенсировать выплату потерпевшим.

Важный нюанс: недополученный компанией доход включать в сумму компенсации, возлагаемой на водителя, нельзя.

Вопрос 2. Как происходит процедура взыскания с водителя?

Транспортная компания устанавливает величину причиненного ей ущерба. Чтобы ее определить, создается специальная комиссия. Как правило, размер материального ущерба рассчитывается исходя из стоимости ремонта грузовика и запчастей. В расчет берутся рыночные цены на момент совершения ДТП.

Комиссия должна установить причины, спровоцировавшие аварийную ситуацию. Для этого нужно взять письменное объяснение водителя.

Формат взыскания ущерба с водителя может быть разным. Если сумма не превышает месячный заработок водителя, можно удержать ее из заработной платы. Нужно учитывать, что, согласно статье 138 Трудового кодекса РФ, общая сумма удержаний не должна превышать 20% заработной платы. Не позже чем через месяц после того, как комиссия определит размер ущерба, факт удержания фиксируется в приказе руководителя предприятия.

Важный нюанс: указанный выше формат взыскания относится к водителям, трудоустроенным в компаниях по ТК РФ. Если вариант трудоустройства другой, то в договоре должны быть прописаны условия материальной ответственности.

Если сумма ущерба велика, водитель может согласовать с компанией возможность возмещения ущерба в рассрочку. Для этого он составляет письменное обязательство и график выплат в счет компании.

В том случае, если водитель не соглашается возмещать ущерб, превышающий его средний ежемесячный заработок, взыскать его можно только через суд.

Вопрос 3. Отстранять ли водителя, совершившего ДТП, от работы?

Юридических оснований для отстранения водителя от работы нет. Но можно оформить простой по вине водителя на время ремонта. Согласно части 3 статьи 157 Трудового кодекса, в этом случае простой не оплачивается компанией.

ДТП спровоцировано другим участником дорожного движения: что в этом случае?

Если виновник аварии — не водитель компании, а другой участник дорожного движения, то компенсировать сумму, выплаченную владельцу груза, должен будет он.

Ну а Топливо+ желает вам и вашим водителям отличных дорог и безаварийной езды!