Найти тему
Литрес

Болезни в славянской мифологии: как наши предки защищались от сестриц-трясовиц

Оглавление

Сегодня самым известным персонажем, который попадает в дом через дымоход, стал Санта Клаус. Раньше этот способ пробираться в жилище связывали с демонами, бесами и духами, а не с пузатым добряком, который спешит оставить подарки под ёлкой. Так что можно сказать, что славянские сестрицы-трясовицы влетали через трубу в избу до того, как это стало мейнстримом.

«Дары», которые трясовицы, иначе говоря, лихорадки и лихоманки, преподносили человеку, едва ли могли его осчастливить. Поэтому древние славяне всеми силами старались защититься от этих непрошенных гостий. Они мастерили из щепок и ношеной одежды куколок и помещали их рядом с печью. Зачем? Расскажем в этой статье, ведь рождественская пора подходит к концу, самое время подумать о здоровье. Предлагаем вспомнить демонов болезни, в которых верили наши предки.

«Ты чьих будешь?» Кто такие трясовицы?

Согласно славянской мифологии трясовиц создал из болотной грязи и репейника зловредный Чернобог. Эти сёстры-демоницы предстают в облике безобразных, хилых и болезненных женщин, которые всегда голодны. Иногда их описывали безрукими и слепыми. Ещё их называли лихорадками и лихоманками, ведь они радеют за лихо и приманивают его. Другие их имена: трясеницы, трясухи, трясучки, гнетучки, кумохи.

Они ходят по земле вместе или поодиночке, залетают в дом ночью через трубу или открытое окно, затем вселяются в тело хозяев и начинают их трясти, ломая и скручивая кости. Истомив одного, они переходят к другому. О том, у кого на губах выскочили «болячки», говорят: «Его поцеловала лихоманка». Ведь известно, что эти демоницы целуют свою жертву, и от этого она мгновенно заболевает.

Летом лихоманки не страшны человеку, ведь в это время Перун загоняет их в огненные глубины. Зимой же, когда он засыпает, Чернобог освобождает своих созданий и те вновь нападают на род людской. В разных областях называют разное количество лихоманок. Чаще всего фигурирует цифра 12, хотя есть примеры с девятью и даже 40. Мифы христианской эпохи ссылаются на 13 крылатых дочерей царя Ирода и царицы Жупелы. Самая старшая из них – Кумоха, властительница весенних простуд, она мучит человека кашлем, слабостью и высокой температурой.

Младшие сёстры во всём подчиняются Кумохе, выполняя свою работу. Трясавица «трясёт», Огнея вызывает жар, Озноба (также Знобуха и Ледея) леденит тело так, что его не согреть даже у печи. Гнетея отнимает аппетит и вызывает тошноту, гнетя утробу. Грудица поселяется у сердца, чем затрудняет дыхание, провоцирует хрипоту и кровохарканье. Глухея обхватывает голову, закладывая уши и оглушая больного. Костоломка ломит кости и гнёт спину. Пухнея раздувает тело с помощью отёка и опухоли. Желтуха перекрашивает кожу. Корчея сводит судорогами руки и ноги. Глядея не даёт человеку сомкнуть глаз и бессонницей сводит его с ума. Невея или Огнеястра – самая злобная сестра: коли уж вселится в человека, тому уж не спастись от смерти.

«Спасение навек от горестей и бед»

Согласно приметам, лихоманок стоит беречься, когда день становится короче. Они могут вредить не только попадая в жилище человека, но и окликая его с улицы. Если человек отзовётся во сне, то непременно заболеет. Чтобы не накликать на себя беду, наши предки ласково называли лихоманок добрухами, кумохами, сестрицами, гостьюшками. Чтобы защититься от них, они мастерили куколок и раскладывали или подвешивали их у печи. Эти обереги должны были отвлекать лихоманок на себя. Считалось, что трясовица, влетев в избу, увидит куколку, узнает в ней себя да и вселится в неё вместо того, чтобы искать жертву среди домочадцев. Весной эти магические ловушки сжигали вместе с болезнями на Сараки, Чистый четверг или на Благовещенье.

Когда славяне мастерили «лихоманок», они произносили заговор, обязательно называя демоницу по имени. Вязать куклу следовало в особом ритме, так, чтобы узел приходился на последнее слово. Затем, чтобы приманка понравилась гостье, её одевали в самые яркие лоскуточки. Если в избе кто-то болел, то куколку просили освободить человека, её наряд делали ещё краше. Также ей подносили угощения. Если болезнь не отступала, хозяйка начинала ругать «лихоманку», угрожая выбросить ту на улицу или спалить в печи.

Лихорадку на человека могли насылать колдуны. Они пускали порчу по ветру, приговаривая: «Как на осине лист трясется, так и тебе трястись». Чтобы избавиться от этой порчи, наши предки переправляли её на дерево. Если хватало сил, больной лихорадкой шёл в лес, кланялся там осине и молвил: «Осина, осина, возьми мою тресину, дай мне леготу!» Затем завязывал на стволе свой поясок.

Другой способ излечиться – обратиться к ворожее. Та выводила больного к зоре и, глядя на воду, бормотала: «Заря зарница, красная девица, избавь раба Божьего [имя] от матухи, от знобухи, от летучки, от жетучки, от Марьи Иродовны и от всех двенадцати девиц-трясовиц». После ворожея крестообразно смахивала недуг со лба, подбородка, щёк, одновременно плюя на землю и умывая хворого наговорной водой. Обряд повторяли три раза.

Также наши предки довольно часто защищались записками с молитвами и амулетами. Такие «грамоты трясовские» полагалось после использования съедать. Церковь осуждала обращение к «лживым молитвам о трясавицах, о нежитех и о недузях». Но это никак не повлияло на традиции народа.

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2