Найти тему

Тайны улыбок

Эпиграфы

"Улыбкою ясною природа… " А. С. Пушкин

"Улыбайтесь, господа, улыбайтесь…" - Григорий Горин устами Мюнхгаузена

Часть 1

Заканчиваю писать этот текст 7 января ‒ в святой день Рождества! И настроение такое, что хочется поделиться радостью открытия. Много лет назад я поняла, что наш Господь ‒ это светлая, теплая, ласковая энергия! И наша задача ‒ настроиться на Его энергетическую волну... Как? Молитвами, добрыми делами, терпением и ... улыбкой...

Ведь улыбка после молитвы ‒ это благодать, она сама приходит тогда, когда идет от сердца, когда она открытая, искренняя, добрая ...

М.В. Нестеров. Юность Преподобного Сергия Радонежского. ГТГ
М.В. Нестеров. Юность Преподобного Сергия Радонежского. ГТГ

В этой картине Нестерова благодать во всем: и в улыбке Сергия Радонежского, и в улыбающихся глазах медведя, и в церкви на заднем плане так расположены окошки, что кажется, что это лицо улыбающегося человечка, и в весенней расцветающей природе... Я вообще очень люблю рассматривать деревья в живописи Нестерова. Он творил уже в стиле модерн, а это направление предполагает особое внимание к природе: почти декоративная, изящная, насыщенная цветом "выписанность" листьев, цветов, травы. Так художник передает благодать природы... Вспомните слова Пушкина, вынесенные в эпиграф...

Но, конечно, улыбки бывают разные! Улыбка бывает веселая, грустная, ласковая, материнская, кривая, хмурая, жалобная, изысканная, ободряющая, вымученная, лучезарная, виноватая, смущённая, приветливая, глуповатая, обворожительная, дружелюбная, обольстительная, понимающая, мечтательная, задорная, доброжелательная,блуждающая, рассеянная, торжествующая, насмешливая, лукавая, обаятельная, озорная, недоверчивая, довольная, снисходительная, кривая, застенчивая, ироничная, самодовольная, любезная, располагающая, добродушная, кокетливая, радушная, чарующая, растерянная, вежливая, ироническая, победная, задумчивая, блаженная, восхищенная, саркастическая, благодарная, ласковая, неуверенная, кроткая, ехидная, скептическая, удивлённая, скупая, самоуверенная, многозначительная, простодушная, злорадная, невесёлая, двусмысленная, безмятежная, широченная, ослепительная, ангельская, усталая, фальшивая, мимолётная, издевательская, лучистая, высокомерная, жизнерадостная, надменная, беспечная, нахальная, язвительная, робкая, сдержанная, приветственная, доверчивая, кровожадная, саркастическая, едва уловимая, натянутая, циничная, подкупающая, страдальческая, кривая, загадочная ...

Здесь перечислены 93 вида улыбки, но и это еще не все улыбки.. Позже я расскажу о трех тайных улыбках. Ведь канал недаром называется "Шифры искусства"...

Улыбки будем обсуждать лишь те, которые художники показали нам в картинах. Две части "Тайн улыбок" будут посвящены произведениям Старой Третьяковки в Лаврушинском переулке (с небольшими вставками: иллюстрациями двух английских художников), третья часть покажет картины с улыбками в Новой Третьяковке (на Крымском Валу), а четвертая часть поведает о западноевропейских "улыбках". Кстати, у слова "улыбка" нет синонимов. Согласитесь, "ухмылка", "усмешка" и … "оскал" ‒ это совсем не то... Правда, сейчас широко используют слово "смайлик". Но это графический, а значит, очень упрощенный шифр улыбки.

Вообще-то, раскрыть тайны улыбки неподвластно никому: человек слишком сложен и противоречив...

-2

Вот три смайлика: очертания губ примерно одинаковые, а вот глаза везде разные. Что такое улыбка? Улыбка — это "движения мышц лица (губ, глаз и щёк), показывающие расположение к смеху или выражающие удовольствие, приветствие, радость, доброжелательность либо иронию, насмешку" (https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/chto-takoe-ulybka).

Биология улыбки

"Улыбка — это, в первую очередь, мозговой процесс. Все начинается с возбуждения передней зоны гипоталамуса (а возбуждение задней зоны гипоталамуса вызывает обратную реакцию недовольства). Оттуда поток нервных импульсов передаётся в лимбическую систему, отвечающую за наши эмоции. Мышечный тонус ослабевает, появляется довольное выражение лица. Только улыбка может заставить тело человека использовать до 53 мышц одновременно, хотя некоторые виды улыбок обходятся 5 -19 движениями мышц. Их разделили на две большие категории: уважительные ‒ "социальные" ‒ улыбки, которые используют меньше мышц, и искренние ‒"чувственные" ‒ улыбки, которые используют больше мышц на обеих сторонах лица. При искренней, честной, радостной улыбке в уголках глаз появляются маленькие морщинки (http://www.bolshoyvopros.ru/questions/99951-skolko-myshc-lica-rabotaet-346767519).

Слово "улыбка" стало употребляться в России с XVIII века. Именно в это время у нас началась светская жизнь. Конечно, это явление связывают с открытием "окна" в Европу (сами знаете, кто это сделал)!

До этого люди в России, конечно же, тоже улыбались, но для обозначения той ‒ "досветской" улыбки ‒ использовалось другое слово. Для названия "выражения расположенного к смеху лица" обычно использовалось слово "осклабиться" – показывать, скалить зубы. Слово же "улыбка" образовано от несохранившегося "лыбать". Восходит к той же основе, что и "лоб" в исходном значении "череп". Первоначально "улыбаться" ‒ "показывать зубы, как у черепа". А лоб назывался раньше "чело" (отсюда слово "челка").

Вообще-то, Россия считается во всем мире неулыбчивой страной. Еще бы: сколько нам пришлось отстаивать свою Родину в битвах! Тут не до улыбок...

Светские улыбки у нас появились как часть этикета, придворной практики, уже распространенной на Западе...

-3

И. Вишняков. Портрет Сары Фермор. 1749 г. ГТГ

Несмотря на то, что у девочки английская фамилия, она говорила на русском языке и жила в Петербурге. Ее папа был начальником "Канцелярии от строений" России. Она не улыбается и держит себя несколько скованно. Молодая особа с модной по тому времени напудренной прической, в роскошном серебристо-голубом платье очень юна и трогательна (видимо, она собралась на прием к императрице), в руке она неловко держит веер. В работах И. Вишнякова всегда тонко прописаны руки. Это один из первых женских портретов в нашей Отчизне. Искусствоведы считают, что эта милая и хрупкая девочка ‒ образ молодой (становящейся на ноги) России послепетровского времени. Видимо, поэтому Вишняков изобразил ее на фоне дорических колонн и пейзажа с тонкими деревьями. Наша страна обустраивалась в начале XVIII века, но у нас были мощные основы.

До XVIII столетия у нас в Отчизне главенствовала религиозно-символическая культура: по законам православия нельзя было изображать в иконах смех (он считался порождением дьявола), а картин у нас тогда не писали (о рождении русской картины я расскажу в других статьях). Но иконописцы верили в бессмертие души и намекали о Рае через подобие улыбки.

-4

Аноним. Богоматерь. Фрагмент. ГТГ

В этой иконе улыбаются только глаза (передается с помощью морщинок ‒ в иконе не допускались никакие подробности земной жизни, в том числе особенности лица). А вот какая здесь улыбка, решайте сами.

Иконописцы не имели права подписываться под работой, так как считалось, что икона пишется с повеления Господа, а живописец только следует канонам (строгим правилам). Тем не менее натура и талант иконописца иногда прорывались сквозь запреты. Мы знаем всего нескольких гениальных иконописцев: Феофана Грека (родом из Греции, как понятно из псевдонима), Андрея Рублева, его учителя Даниила Черного, Дионисия и Симона Ушакова (это уже XVII век).

-5

Феофан Грек. Донская Богоматерь. ГТГ

Согласитесь, в этой иконе совсем другая улыбка у Богородицы...

Черты и движения нашего лица делают улыбку невероятно переменчивой, способной иметь множество смыслов.
Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем отличаются эти улыбки...

Мы, живущие в России, подозреваем улыбчивых западных соседей в неискренности. И дело тут в глубоких культурных различиях, связанных с тем, как понимается западная и русская культуры. Особенно нечестность Запада проявилась сейчас ‒ после начала СВО.

Вот посмотрите на двух дам: одна ‒ английская графиня 1780 года, другая ‒ русская графиня 1834 года.

-6
-7

Обе улыбаются! Но какие разные улыбки... Комментировать? И так понятны энергия, сила, удаль и высокомерие нашей графини, передающиеся через победоносную и несколько ироничную улыбку. Конечно, дочери великого А. В. Суворова многое было позволено. Н. А. Зубова была широкой и яркой натурой... В ее костюме виден размах русской женщины: большой красный берет с перьями, дорогое ожерелье и браслет, коричневое платье, на фоне которого видны пухлые руки. В Москве она слыла "гром-бабой". Когда она умерла в 1844 году, на ее похороны собрался весь город, а отпевал ее сам митрополит Филарет. Да-да, тот самый, который дал ответ в стихах Пушкину на его "Дар напрасный, дар случайный..."

А изысканная, грустная, элегантная красота де Бофор появляется из другого мира ‒ мира тонкого следования правилам английской аристократии, мира, где все расчислено, где нет свободы и мало открытости миру. Ее улыбка почти неуловима, потому что глаза грустные и губы обветренные. Мне жалко графиню де Бофор...

Или вот... Познакомьтесь с акварелью Александра Иванова, где изображены русские купцы. Она находится тоже в запасниках Старой Третьяковки, но выставляется очень редко: акварель очень ранима, тем более на картоне.

-8

А теперь "Слуги" Уильяма Хоггарта.

-9

Насколько наши люди ярки, одухотворены, глубоки, настолько чопорны, закрыты, единообразны англичане. Хотя на обеих иллюстрациях улыбаются по два человека. И, опять же, какие разные улыбки...

Улыбка является сигналом миролюбия и доброжелательности. У англичан я сигнал доброжелательности не вижу...

Вспомните, как улыбаются новорожденные: эта улыбка — фактически первая попытка взаимодействия — она становится пропуском в мир.

Я не нашла изображений новорожденных в Старой Третьяковке. Вообще-то, это суровый музей. П. М. Третьяков собирал, в основном, передвижников, а они, как известно, больше обращали внимание на тяжелые стороны жизни. Но и радость там тоже есть! И улыбки героев светятся...

Улыбку ведь можно рассматривать как средство легкого гипноза, способное успокоить человека. Вот так я загипнотизирована образом жены Василия Тропинина. Посмотрите на это чудо...

-10

В. Тропинин. Портрет жены. ГТГ. 1809 г.

Анна даже не подозревала, что однажды решится отказаться от свободы ради любви. Но ее избранник ‒ Василий Тропинин ‒ был крепостным у графа Моркова, и юная девушка, вступив в брак с художником, тоже стала крепостной. Хозяин Тропинина не собирался давать свободу своему слуге-художнику. Когда же Тропинин в 43 года сумел освободиться от неволи, то его жена и сын Арсений еще несколько лет были крепостными.

Я вижу очаровательную, сильную, красивую молодую женщину, которая просто лучится от счастья и любви. Тропинин написал этот портрет в тот год, когда родился их единственный сын Арсений. И муж-художник любуется своей ненаглядной, боготворит ее: он делает ее похожей на ангела! Сравните головной убор Анны Тропининой и графини Зубовой... И их улыбки...

Вот несколько ситуаций, когда обязательно появляется улыбка

  1. Приличия ( вежливая, деликатная, любезная улыбка)
  2. Дерзость (грубая, бесстыдная, наглая, неблагопристойная)
  3. Желание (застенчивая, смущенная, робкая)
  4. Веселье (юмор)
  5. Мудрость (рассудительная, стоическая, благочестивая)
  6. Гармония в душе (мечтательная, лучистая, радостная)
  7. Обман (фальшивая, лицемерная, хитрая)

Тип улыбки зависит от темперамента личности, общей атмосферы и конкретных обстоятельств общения (Энгус Трамбл. Краткая история улыбки. Москва. "Астрель-СПб". 2007)

Улыбка помогает:
1. вызывать доверие окружающих (подсчитали, что улыбка увеличивает доверие на 10%. Например, увидев фото улыбающегося партнера, люди охотнее заключают финансовые сделки).

2. Заглаживать наши промахи

3. Лучше себя чувствовать

4. Забывать об огорчениях

5. Проникать в суть вещей (о, как! ‒ возьмите на заметку)

6. Выглядеть привлекательными

7. Скрывать мысли

8. Зарабатывать деньги (улыбающемуся официанту оставляют больше чаевых)

9. Дольше жить(вот тому доказательство: в 1952 году была сфотографирована одна бейсбольная команда. Улыбающиеся на снимке спортсмены пережили своих товарищей в среднем на семь лет. Это ли не повод улыбнуться?) (Энгус Трамбл. Краткая история улыбки. Москва. "Астрель-СПб". 2007)

-11

Художник А. В. Тыранов написал портрет...

(вы сразу догадаетесь, кто это, но должны же быть шифры...)

Рассмотрите внимательно левый нижний угол иллюстрации и вы поймете, кто этот красивый молодой человек восточной внешности. У него улыбка победителя и ироничного человека. Этот "мажор" (как бы сейчас сказали) не читал книги (и гордился этим), играл на скрипке, был умным разведчиком (состоял на службе в Главном морском штабе России), но не только...

Рассказ об улыбке начался с воспоминаний о Божьей благодати, а завершается эта часть повествованием о картине, основанной на языческой мифологии. Но написана она глубоко верующим художником ‒ Виктором Васнецовым ‒ в 1896 году.

Это было время, когда творческие люди России искали смысл жизни в различных теософских учениях (Блаватская, Рерихи), создавали новые направления в искусстве (символизм, акмеизм, модерн, позже футуризм). Но были художники, которые творили в реалистическом ключе, однако в их произведениях появлялись языческие мотивы, сказки. Таким был Виктор Васнецов.

-12

В. Васнецов. Сирин и Алконост. 1896 г. ГТГ

У древних славян было сказание о девушках-птицах из чудесного сада: Сирине, Алконосте и Гамаюне. Гамаюн – птица-предсказательница, ее пророчества всегда сбываются (вспомните стихотворение А. Блока "Гамаюн ‒ птица вещая"). В картине В. Васнецова изображены 2 из 3-х: Сирин (птица печали) и Алконост (птица радости). У художника птицы похожи друг на друга. Только оперения и выражения лиц контрастные. Сейчас нас интересует Алконост, потому что она улыбается. Само слово "алконост" ‒ это искаженное заимствование из древнегреческого языка: "ἀλκυών (alkuon)" ‒ птица зимородок. Образ возник еще в Древней Греции и рассказывает о герое Алкионе, превращенном в зимородка (https://ya.ru/images/search?img_url).

А вы думали, слово связано с алкоголем? Впрочем, слушая песни Алконост, человек забывал обо всем, настолько они были чудесны. Есть, правда, еще слово "алкать" ‒"жаждать, желать". Это старославянское слово восходит к тому же корню, что и просторечное "лакать" (https://ya.ru/images/search?img_url). А вот "алкоголь" пришел из немецкого языка, но немцы заимствовали его из арабского, который в Средние века был языком науки. Из арабского произошла "алхимия", "алгебра", потом "алгоритм" и другие. "Слово алкоголь, означающее в нашем языке спиртные напитки, в арабском значило "тонко измельченный порошок". (https://lexicography.online/etymology/а/ysclid=lr6791cqbh803783010).

Почему я так подробно рассказала об этих словах? Потому что наша культура испытала очень большое влияние Византии, где говорили на греческом языке Нового Завета. А когда в 988 году Русь крестилась в христианство, то нужно было переводить религиозные тексты с греческого языка на старославянский, который был языком церкви. И в церковнославянский, а затем и в древнерусский пришло очень много новых слов: за ними открывалась литература Византии, которая зиждилась на античной культуре. Византия активно общалась с арабами, особенно с теми, которые жили на Пиренейском полуострове (Испания). И мы оказались вписаны в западноевропейский контекст.

Все в мире взаимосвязано! Когда-нибудь я расскажу и о влиянии санскрита на древнерусский язык, и вы увидите, что и Восток нам близок...

Но вернемся к картине Васнецова: Алконост радуется жизни. На ее лице горит румянец, а на губах радостная, искренняя и жизнеутверждающая улыбка!

Древние славяне считали, что обе птицы все время сидят на двух плечах человека, они неразлучны: "одна придает уверенность в завтрашнем дне, вторая смягчает боль утраты" (https://dzen.ru/a/XnIC9CDw3R8crfBQ)

Они предназначены соблюдать гармонию мира, как инь и ян в китайской философии, как метафорические понятия черного и белого в философии.

Во второй части "Тайн улыбок" мы еще продолжим путешествие по улыбкам Старой Третьяковки и поговорим о картинах Сурикова (и его фраке), Верещагина (и его путешествиях), Перова (и его псевдониме), Врубеля (и его трагедиях), Серова (и его доброте) и о не очень известных произведениях А. Корзухина, С. Грибкова и других ...

А еще приоткроются шифры двух тайных улыбок...