Когда мы пишем курсовую работу, делаем уроки или готовимся к лекциям, очень часто хочется включить музыку на фоне — учеба будет казаться не такой скучной. Однако мы не задумываемся о том, какое действие треки любимых исполнителей оказывают на наш мозг.
Исследователи долгое время пытаются определить, помогает ли музыка во время учебы или работы, или наоборот, мешает. К чему они пришли?
Оригинальный источник данного материала находится по ссылке . По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97
Эффект Моцарта
Дискуссии о влиянии музыки на умственные способности часто затрагивают так называемый «Эффекта Моцарта». Этот термин возник в 1991 году и стал популярным после публикации исследования в авторитетном журнале Nature: авторы работы предполагали, что классическая музыка может положительно влиять на когнитивные функции.
В рамках эксперимента студенты должны были прослушать отрывок музыки Моцарта в течение 10 минут перед прохождением серии тестов. Участники, которые слушали музыку, показали лучшие результаты в заданиях, связанных с пространственным восприятием и складыванием оригами. Однако исследователи подметили, что улучшение когнитивных способностей было временным — оно длилось не более 15 минут после прослушивания музыки.
Изучение эффекта Моцарта
Ученые продолжили исследовать эффект Моцарта, который предполагает улучшение когнитивных способностей при прослушивании музыки легендарного композитора. В 1999 году профессоры из Канады провели несколько опытов, в которых участникам предлагалось слушать Моцарта, Шуберта или находиться в тишине перед выполнением задачи.
Отдельные участники слушали рассказ Стивена Кинга и сравнивали результаты. Выяснилось, что заметной разницы между эффектами от разной музыки не было — главное, чтобы слушателям нравилось то, что они слышали.
Исследования 1967 года в США тоже указывали на потенциальную положительную роль фоновой музыки в учебе: тогда ученые думали, что она может улучшить успеваемость и поднять настроение студентов и преподавателей.
В 2012 году группа ученых из Франции и Германии провела исследование, чтобы изучить влияние музыки на учебную эффективность студентов. Для этого они организовали эксперимент с двумя группами студентов, которым показали одинаковые лекции, но одной из групп дополнительно включали классическую музыку.
После лекции обе группы прошли тестирование: результаты показали, что группа, слушавшая музыку, показала лучшие результаты. Однако исследователи признали, что необходимо дальнейшее изучение вопроса для определения точного воздействия музыки на эффективность в учебе.
В 2020 году профессор из Панамериканского университета экспериментировал с использованием бинауральной музыки во время своих онлайн-курсов по экономике.
Бинауральная музыка создает уникальный звуковой эффект, когда в уши поступают два звука разной частоты.
Профессор включал такую музыку во время своих лекций и заметил улучшение успеваемости студентов. В 2021 году он опубликовал результаты своего исследования, подтвердив положительное влияние бинауральной музыки на обучение.
Все эти исследования подчеркивают сложность вопроса о влиянии музыки на учебную эффективность, но одновременно показывают, что однозначного ответа на данный момент не существует.
Влияние музыки на обучение и восприятие во время сна
Психологи из американского университета провели интересный эксперимент: они изучали влияние музыки на обучение на интерактивных занятиях и во время сна. В рамках опытов исследователи решили выяснить, как музыка, прослушанная во время обучения и повторенная во время сна, может влиять на усвоение учебного материала.
В эксперименте приняли участие студенты, которым предложили послушать лекцию по макроэкономике с фоновой музыкой Вивальди, Бетховена и Шопена. После лекции студенты отправились спать, и во время их глубокого сна исследователи включали ту же музыку или белый шум.
На следующее утро участников просили пройти тест, который включал в себя вопросы, направленные на проверку не только запоминания информации, но и способности к её применению.
Результаты эксперимента показали, что группа, которой во время сна включали музыку, демонстрировала лучшее усвоение материала. Такие выводы подтверждают гипотезу о том, что музыка, которую студент слушает во время учебы и сна, может положительно влиять на его эффективность и усвоение знаний, способствует более успешному запоминанию информации на короткий срок.
Для эффективности метода музыка должна быть без слов и иметь знакомую мелодию для слушателей.
Как правильно подобрать музыку для учебы или работы?
Для преподавателей и студентов использование музыки в учебе может быть полезным, но выбор композиций требует внимания. Следует учитывать:
- Подбор. Важно выбрать музыкальные композиции, которые будут подходить для образовательной среды, способствовать концентрации и не отвлекать внимание;
- Качество и громкость звука. Музыка должна создавать комфортную обстановку для учебы, а не мешать процессу обучения;
- Предпочтения слушателей. Важно учитывать индивидуальные предпочтения студентов и преподавателей: рекоторые люди могут предпочитать тихую и спокойную музыку, а другим может нравиться что-то более энергичное;
- Избегание слов в музыке. Музыка с большим количеством слов может отвлекать и мешать учебе;
- Учет типа личности. Важно учитывать, что интроверты могут предпочитать тишину или более спокойную музыку, а экстраверты найдут вдохновение в более динамичных мелодиях.
Музыка может создать благоприятную атмосферу для обучения и положительно влиять на настроение и мотивацию студентов, однако её эффективность для повышения когнитивных способностей остаётся предметом исследований.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.