Советский кинематограф удивлял и продолжает удивлять даже спустя десятилетия после распада СССР. Сегодня в центре внимания «Вязниковского Книгочея» фильм, не слишком избалованный отечественным телевидением. Даже странно: завязка сюжета приходится на новогодние праздники; одну из главных ролей исполняет культовый актёр, любимец зрителей Андрей Миронов (1941-1987 гг.); картина вроде бы учит правильным вещам... Ан нет! В отличие от тех же «Джентльменов удачи» или «Бриллиантовой руки» сей фильм – весьма редкий гость на голубых экранах. Речь, разумеется, идёт о творении 1983 года «Сказка странствий».
Итак, «Сказку странствий» поставил известный режиссёр и сценарист Александр Митта, за плечами которого к тому времени уже были такие работы как «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и нашумевший фильм-катастрофа «Экипаж». То есть вы понимаете, что творец в те годы не боялся экспериментировать. И «Сказку странствий» можно смело считать первым философским советским фэнтези.
Осторожно, дальше могут начаться (и обязательно начнутся) спойлеры!
Сюжет фильма можно описать буквально парой предложений. Разбойники похищают сиротку Мая, обладающего уникальной способностью чувствовать золото и находить клады. Сестра Марта устремляется в погоню, много лет ищет любимого брата, а находит... не совсем того, кого искала. Вот собственно и всё, если не считать невероятных (и подчас довольно мрачных) приключений и огромной корзины «пасхальных яиц» – явных и неявных отсылок к древнегреческим мифам, германским сказкам, приключенческой литературе, народным преданиям и легендам. Именно в этом переплетении образов кроется одна из главных притягательных особенностей «Сказки странствий». И хорошо, что в наше время есть возможность поставить фильм на паузу, иначе, боюсь, многое из рассказанного в картине было бы упущено или бы поселилось где-то на уровне подсознания.
Вместе с тем не буду врать, что понял всё. Да это, полагаю, и невозможно, ведь в произведении искусства каждый зритель будет видеть не только изображённое творцом, но и что-то личное. Здесь же свою ложку дёгтя внесла некая хаотичность повествования, порождённая, как утверждают знатоки, ножницами цензуры. Изначально лента планировалась несколько длиннее, но... довольствуемся тем, что имеем.
Центральная линия повествования до боли напоминает сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Созвучие имён персонажей, опять же: Май – Кай, Марта – Герда. Вот только в «оригинале» похищенный братец тщетно пытался сложить из букв «А», «П», «О» и «Ж» слово «ВЕЧНОСТЬ», окончательно замёрз и остервенел. В фильме же не лёд, но злато лишает персонажа человечности.
Да, «Сказка странствий» учит оставаться человеком всегда и при любых обстоятельствах. Помните, как странствующий учёный Орландо в исполнении Миронова сокрушался после потери летательного аппарата? Дескать, парили, точно ангелы, а девчонка порвала крылья, чтобы укутать каких-то замерзающих детей. На что Марта возразила: зато теперь стали людьми...
Андрей Миронов – самое светлое пятно фильма. Настолько светлое, что на него больно смотреть. Татьяна Аксюта и Лев Дуров выступили отлично, но Миронов буквально вжился в образ бродячего врача, изобретателя и поэта Орландо и... в конечном счёте сыграл самого себя, безмерно уставшего от жизни и страстно желающего покоя. Даже выцветшие глаза актёра – глаза смертельно больного человека. Однако покуда мир полон несправедливости, покой – недостижимая мечта. Орландо без тени сомнений бросается на помощь девочке и старается всячески защитить её, даже ценой собственной жизни.
«Сказка странствий» рассказывает вроде бы о вымышленных событиях, но вместе с тем поднимает злободневные для той эпохи проблемы. Вы удивитесь, но многое не утратило актуальность и в наши дни. Взять хотя бы сцену с земным раем на спине спящего дракона. Творец, конечно, много всего нагородил и постарался запутать зрителя: тут вам и свернувшие с тропы подвигов рыцари-гераклы, от безделья занявшиеся саморазрушением, и местный дон Кихот, и масса чего ещё. Но основной мотив и замысел проглядывает даже сквозь эту мешанину: перед нами аллегория на страну с сырьевой экономикой, всецело полагающуюся на добычу нефти и прочих ресурсов. Помните, как крепкие мужики бурили спину дракона, пытаясь добраться до его недр?..
Беда в том, что подобный рай слишком хрупок, однажды спящий пробудится, и тогда захребетникам несдобровать. Есть ли у них путь к отступлению?
На ум приходят Атлантида, Помпеи и другие вымышленные и реальные страны и города, чья «стабильность» на проверку оказалась невероятно хрупкой.
Другая яркая сцена – с дракой в таверне и последующим судом – и вовсе не нуждается в пояснениях. Сколько казней через повешенье назначили несчастному Орландо? Восемь? А потом несколько раз помиловали и в итоге приговорили к голодной смерти? Вот уж впрямь, в мире, где расквашенный нос чиновника стоит дороже жизни «обыкновенного» человека, правосудие – сущий фарс.
Впрочем, палачи не властны над Орландо. Герой погибнет, лишь выполнив своё предназначение. Странствующий романтик, поэт и врач вступит в смертельную схватку с чумой и победит. Он проделал чудовищный путь и черпал знания, чтобы однажды спасти незнакомых жителей неизвестного города. Которые тоже никогда не узнают имя своего спасителя.
Отдельно стоит сказать про... плащ Орландо. Не упомню, кто из кинокритиков в своё время назвал накидку одним из ключевых персонажей фильма. Сначала я зубоскалил на это и крутил пальцем у виска, а при повторном и более вдумчивом просмотре картины был вынужден согласиться. Плащ бродяги по-настоящему играет! Он попеременно то укрывает путников от непогоды, то демонстрирует своё потаённое дно, а то разворачивается в крылья нетопыря – чтобы унести героев от верной гибели.
С концовкой тоже не всё однозначно, быть может, читатели просветят? Во-первых, за что Марта постоянно укоряла Мая? Как будто он специально искал такой жизни и сам предложил разбойникам свои услуги! Нет, он пытался вырваться, звал и тянулся к сестре... Лишь когда ребёнок совсем отчаялся, золото обрело власть над мальчиком и превратило его в негодяя. При таких вводных обвинять в чём-то брата просто глупо.
А во-вторых, вы уверены, что только дух Орландо в итоге поселился в теле Мая? А как же Горгон, который также планировал «расквартировать» свою душу в юном теле? Умер или нет настоящий Май – тоже не совсем понятно. Какой-то шампунь «три в одном» получается, а не персонаж... Такая вот «Сказка странствий».
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#сказка странствий
#советские фильмы
#андрей миронов
#лев дуров
#татьяна аксюта
#плащ
#золото
#дракон
#волшебство