Индекс потребительского сектора занял 5 место по динамике в 2023 году — рост составил порядка 52,5%. Однако стоит учитывать, что на продуктовый ритейл приходится чуть более половины состава Индекса.
Сама отрасль представлена следующими компаниями: Магнит (#MGNT); X5 Retail Group (#FIVE); Лента (#LENT); О’КЕЙ (#OKEY); Fix Price (#FIXP); Novabev Group (бывшая Beluga) (#BELU).
Особенности отрасли:
Сектор продуктового ритейла считается защитным (нециклическим), поскольку продукты питания — это товары первой необходимости, спрос на которые стабилен даже в периоды экономических кризисов или, например, высокой инфляции.
Более того, увеличение инфляции обычно позволяет ритейлерам показывать повышенные темпы роста благодаря возможности перекладывать эффект роста цен на потребителей: несмотря на инфляцию, потребители не могут отказаться от покупки продуктов. Именно поэтому такие компании расцениваются как защитный актив в портфеле, поскольку они способны генерировать прибыль даже в периоды экономической нестабильности.
Также одно из главных преимуществ российских компаний из отрасли продуктового ритейла — замкнутость на внутреннем потребителе, ведь они не подвержены прямому влиянию внешнеторговых ограничений, с которыми столкнулась наша экономика с 2022 года. Более того, в секторе отмечается низкая зависимость от импорта (по различным оценкам, от 7 до 15%), что снижает негативный эффект от разрыва цепочек поставок.
Какой был 2023 год и чего ждать дальше?
В прошлом году мы наблюдали ускорение продовольственной инфляции в России, что позитивно сказывается на финансовых результатах компаний розничной торговли.
По предварительным подсчетам, оборот всего продовольственного ритейла в 2023 году составит около 21,5 трлн рублей (+5,6%). И если ранее прогнозировалось, что к 2025 году объем отечественного рынка достигнет 24 трлн руб., а к 2030 – 29,5 трлн руб., то на фоне ускорения инфляции в России данные уровни могут быть достигнуты раньше.
Из ключевых рисков для сектора розницы можно выделить снижение доходов населения и, как следствие, покупательской способности, а также гиперинфляцию, которая может ограничить способность компаний перекладывать рост цен на потребителя. И если второй риск маловероятен, то влияние первого компании стремятся минимизировать за счет адаптации к текущим макроэкономическим условиям и развитию собственных сетей дискаунтеров (магазинов низких цен).
Таким образом, сектор продовольственного ритейла является важной составляющей инвестиционного портфеля и при этом сохраняет потенциал роста.