Найти тему
Александр Попов

Чертиха - История одного фильма.

А как у нас идут дела в загробном мире или на его границе, прямо у входа? Не пора ли подумать о прожитом, о сделанном, об ошибках или о победах, достижениях и успехах... А после встретиться с создателем? Или, хотя бы с тем, кто представляет одну из сторон предстоящего путешествия вниз по течению... или вверх?

Однажды, мне позвонил мой сокурсник по ВГИКу Олег Овчеренко, некоторое время назад, я помог ему снять его дипломную короткометражку, по мотивам рассказа Леонида Андреева "Покой", и с тех пор, от него не было ничего слышно. "Саня, помогу смонтировать проект, а то, что-то всё никак не выходит" - раздался голос в телефоне. Что делать, надо помогать. К сожалению все исходные материалы были уже уничтожены (такое бывает) и всё, что у меня было - это готовый фрагмент фильма - диалог чертили и умирающего, с которым надо было что-то сделать.

Пришлось поломать голову. Ведь, даже монтажные склейки я не мог толком сдвинуть. На помощь пришло артхаусное прошлое, любовь к рваным кинолентам и необычным параллельным историям. Я начал искать и подбирать разную хроники, кадры с плёнкой и пр... и в какой-то момент наткнулся на кино кладезь - Стэн Брэкидж. Кто не в курсе, стоит уделить время и познакомиться с этим интересным американским кинозалом.

-2

Я случайно увидел пару кадров из его старых работ, которые удивительным образом, очень органично перекрывали материал "чертихи". Следующий день, я подбирал кадры, резал исходный фильм, сокращал диалог, применял разные фильтры и под вечер уже имел интересную версию, но что-то не хватало. Поскольку мы говорим о загробном мире, там должно быть что-то необычное. Надо было как-то отделить чертиху от обычного человека.

Christ in Limbo - Иероним Босх (иллюстрация к титрам фильма)
Christ in Limbo - Иероним Босх (иллюстрация к титрам фильма)

Я стал пробовать разные фильтры, перебирал один за другим стили, делал разные маски, пытался что-то придумать, но всё было не то. Времени оставалось мало, надо было сдавать фильм. Олег нервничал и постоянно строчил мне сообщения в телеграм "когда, когда?". Я нажал рендер и поставил фильм на просчет. Утром у меня была готова версия.

Я закинул ее еще раз на таймлайн, что бы прогнать последний раз для проверки. И тут я, совершенно случайно, увидел папочку с геометрическими эффектами, который я обычно никогда не пользовался, там были абсолютно ненужные эффекты. Я щелкнул на одном, на другом и в третий раз я включил сферический эффект. На экране в этот момент был крупный кадр замечательной актрисы Елизаветы Бразис. Её голова была по центру кадра, поэтому применённый сферический эффект раздул её лицо, выпучил глаза, увеличил лоб, оставив остальное тело в естественных пропорциях. Это была бомба! Я сразу вспомнил Тим Бёртона и его гипертрофированные головы в Алисе в стране чудес, особенно у Хелены Бонем Картер и дико засмеялся. Лиза убьёт меня, увидев эту картинку! Но, это было отличное решение. Я срочно написал Олегу, что нужно еще пару часов и приступил к делу. Мне надо было выделить все кадры с Лизой, применить на них сферу и аккуратно по кадрово, проследить, что бы сфера плавно перемещалась вместе с лицом Лизы, так что бы не затрагивать остальные части кадра. На это ушло около трёх часов. После финальный рендер и... Фильм был готов!

Комиссия высоко оценила эту работу! Особенно спецэффект :) Все были довольны, Олег получил свою пятёрку! Естественно, пришлось оправдываться перед Лизой, она считала, что я специально хотел испортить её в кадре :) Обида была растоплена бокалом шампанского на послезачётной вечеринке.

После съёмок
После съёмок

До сих пор считаю, что это было одно из моих лучших художественных решений! А Лиза Бразис и сейчас блестательно снимается в разных фильмах и рекламах, но без искажений :)

Короткометражка, созданная усилиями студентов ВГИКа.

Приятного просмотра!

Пишите комменты!