Найти в Дзене
Постоянно в движении

Китайцы заполонили авторынок. Замена немецкого производства

Сейчас меняется структура российского автомобильного рынка. Если до 2022 года продавалось около 70% иномарок (от общего числа машин), то последние 1,5-2 года многие западные компании перестали сотрудничать с автосалонами в России. Известно, что некоторые заводы были проданы за копейки с возможностью обратного выкупа при восстановлении геополитической ситуации. Однако есть и те, кто принял решение уйти с рынка. Так, например, компания «Renault» отказалась от продажи своих транспортных средств на территории Российской Федерации. Завод марки был передан правительству Москвы, и в 2024 году на новом предприятии создаются уникальные авто – под названием «Москвич».

А крупная автомобилестроительная корпорация «Toyota» продала завод в Санкт-Петербурге даже без права обратного выкупа. Эта информация была опубликована в открытых источниках летом 2023 года. Руководство японской компании подтвердило, что они не планируют возвращаться на российский рынок. Причиной такого решения стало отсутствие долгосрочных перспектив, снижение прибыли с продажи машин, а также нежелание корпорации сотрудничать с юридическими и физическими лицами, в отношении которых приняты санкции стран ЕС. Интересный факт, что в конце 2022 года было много слухов о проверках завода в Санкт-Петербурге сотрудниками ОМОН и Росгвардии.

В это время предприятие уже перестало быть собственностью японской корпорации. Сейчас завод находится под контролем государственной структуры ФГУП НАМИЮ. Эта организация приняла решение передать объект под управление оборонно-промышленного центра «Алмаз-Антей». Задачи по производству автомобилей, разработке новых, уникальных механизмов решает «Обуховский завод».

Есть несколько проектов, которые будут реализованы в 2024-2025 годах на бывшем заводе марки «Toyota» в СПб. Например, планируется выпуск грузовика БАЗ-S36A11 и разработка электромобиля E-Neva. Неизвестно, был ли завод продан только по инициативе японской корпорации или решение принято под давлением органов государственной власти. На последнее указывает отсутствие сведений о стоимости предприятия.

Можно сделать простой вывод: японская автомобилестроительная марка «Toyota» не вернется на российский рынок. Однако появится возможность покупать отечественные транспортные средства с отличными эксплуатационными характеристиками, по более приятной цене. При этом новый завод точно построен не будет. Есть лишь два варианта развития событий:

  • Первый учитывает тот факт, что российские проекты окажутся не перспективными. Тогда собственники могут предложить японской компании выкупить предприятии обратно (но только после снятия всех санкций с физических и юридических лиц в России). Такой исход является маловероятным по многим причинам.
  • Второй вариант связан с популярностью автомобилей указанной марки у россиян. Машины «Toyota» будут поставлять напрямую из Японии, конечно, после отмены всех санкционных ограничений. Недостатком такого решения станет резкий рост цен на автомобили.
-2

Стоит отметить, что аналогичная ситуация произошла из немецкой автомобилестроительной компанией. Завод марки «Volkswagen» в Калуге был продан в невероятно короткие сроки, также без шанса на обратный выкуп. Разница лишь в том, что известная стоимость заключенной сделки. Предприятие продано без опциона за 125 миллионов евро. В 2024 году оно принадлежит ООО «Арт-Финанс». Интересно, что эта организация выкупила и завод корейской марки в СПб (всего за 10 тысяч рублей с правом на обратный выкуп). Раньше на Калужском объекте создавались новые модели мощных, маневренных транспортных средств - Volkswagen Polo, Volkswagen Skoda Rapid и многие другие. Ежегодный объем производства составлял свыше 200 тысяч автомобилей. Минимальный показатель зафиксирован в 2021 году – всего 125 тысяч транспортных средств (что было связано с дефицитом разных автомобильных деталей, в том числе и полупроводников). Сейчас этот завод имеет официальное название «AGR».

Перспективы и ограничения

Многие автомобилисты задаются вопросом: «Что будет с заводами компаний, которые ушли с российского рынка?». Можно рассмотреть ситуацию на примере предприятия в Калуге. Важно понимать, что до сих пор Российская Федерация находится в состоянии геополитической нестабильности (изолирована и ограничена в заключении новых торговых сделок). Западные производители транспортных средств отказались сотрудничать с частными лицами и представителями государства.

Единственным исключением стали китайские автомобилестроительные компании. Они точно не собираются уходить с российского рынка. Отличным примером «расширения сферы влияния» этих марок является завод «Автотор» в Калининграде. Еще несколько лет назад на этом объекте выпускали авто таких компаний, как «BMW», «Kia», «Hyundai» и «Genesis». А сейчас на заводе «Автотор» разрабатывают механизмы для китайских марок «Kaiyi», «SMW» и «BAIC».

-3

Есть эксперты, которые считают, что немецкий автопром можно полностью заменить. Так, например, крупная китайская компания «Chery» до сих пор ищет площадку для производства своих машин. Они уже приняли попытку строительства завода, однако этот проект был заморожен. В Интернете стали публиковать информация, согласно которой еще в начале зимы на старом производственном объекте компании «Volkswagen» была поставлена на поток сборка кроссовера Chery Tiggo 7 Pro Max. До конца января 2024 года планируется закончить производство 120 машин. На завод поставляют готовые детали, при этом сборка выполняется почти вручную, так как на объекте нет необходимого оборудования. В будущем планируется увеличение партии авто – до 240 и даже 480 единиц. С другой стороны, сейчас «AGR» в большей мере нацелена на перезапуск завода Hyundai/Kia в СПб. На объекте сохранилось около 70 тысяч машинокомплектов, а значит есть возможности для сборки и выпуска новых машин. Работа над восстановлением производства началась в декабре прошлого года (был набран штат, разработан план). Будут выпускаться автомобили китайской марки «GAC» - с использованием метода крупноузловой сборки. Более точной информации о проектах по китайским машинам, создаваемым на территории Российской Федерации, пока нет. И конечно, они не смогут заменить немецкие автомобили с отличными показателями мощности, производительности, маневренности и функциональности.

Понравилась статья? Обязательно подпишись и оставь своё мнение ниже в комментариях!