… если ребёнок находится в детском лагере
Жизнь ребёнка, как и взрослого, не бывает безоблачной и бесконфликтной. В ней всегда есть противоречия и разногласия. Но для маленького человека конфликт со сверстниками может стать сильным потрясением. Каждому любящему родителю, когда его ребёнка обижают хочется броситься на помощь, найти и наказать обидчика.
Но как быть, если ребёнок находится в лагере, на большом расстоянии от семьи? Давайте разбираться, как родитель дистанционно может помочь ребенку уладить конфликт.
1. Нужно принять, что конфликты случаются со всеми
Избежать конфликтов в жизни невозможно. Конфликт - это способ прояснить свои потребности и принять свои ограничения, иногда это возможность стать ближе с кем-то. Особенно в условиях детского лагеря, когда дети живут на ограниченной территории, в новом коллективе с большим количеством правил и запретов, далеко от дома и близких людей.
2. «Активно выслушайте» ребёнка
Активное слушание — это безоценочное принятие того, что говорит ваш собеседник. Иными словами, родитель слушает своего ребенка, не пытаясь спорить с ним, менять его точку зрения или давать советы. Ребенок рассказывает о том, что его волнует, родитель внимательно слушает, а после «возвращает» то, что услышал.
Пример:
– Сегодня я поругалась с девочками из комнаты! Они брали мои вещи без разрешения.
– Мне очень жаль! Я знаю, как ты не любишь, когда берут твои вещи.
Отзеркаливая сообщения ребенка, родитель позволяет ему посмотреть на собственные слова как будто со стороны. При этом взрослый дает понять ребенку, что услышал его, и ему не безразличны переживания собеседника.
3. Проанализируйте так ли серьёзен конфликт, как кажется
- Зачастую взрослые могут вкладывать в ссору детей дополнительные смыслы, переоценивая сложность ситуации и добавляя в неё свои тревоги, переживания, а зачастую и личный опыт.
- Если телефоны в лагере доступны детям 24/7, то скорее всего в случае конфликта, ребёнок позвонит вам сразу же, пока эмоции бушуют. Но, в большинстве случаев, пройдёт буквально час, эмоции улягутся и дети сами справятся с конфликтом. А вот если гаджеты в лагере выдают детям 1 раз в день, и ребёнок звонит вам, чтобы рассказать о конфликте, который беспокоил его в течение всего дня, то, безусловно, стоит уделить этому внимание.
- Уберечь ребёнка от всего – невозможно. Проанализируйте конфликтную ситуацию, которая произошла с ребёнком. Если конфликт влияет на физическое и психологическое состояние ребёнка, то стоит вмешаться. Если произошёл бытовой конфликт, дети что-то не поделили, ребёнок расстроился, что в конкурсе выиграл кто-то другой и т.д., то мы советуем помочь ребёнку самостоятельно принять решение, как поступить в этой ситуации, «натренировать» навыки противостояния трудностям, так как детский лагерь - это уникальная возможность в безопасных условиях развивать самостоятельность.
4. Информации много не бывает
Если вы решили включиться в решение конфликта, то необходимо собрать подробную информацию, выслушать не только своего ребёнка, но и вожатых/администрацию лагеря. Сообщите обязательно ребенку, что вы хотите получить полную информацию от вожатых, ведь ребенок, возможно, будет против, так как он хотел только внимания и поддержки от вас.
5. Попросите администрацию лагеря включиться в решение конфликта
Если ситуация серьёзная, то скорее всего вожатые уже уведомили об этом администрацию лагеря и работа по урегулированию конфликта уже ведётся. Ваша задача быть на стороне своего ребёнка и попросить сотрудников лагеря включиться в решение проблемы. Будьте на связи и с ребёнком, и с сотрудниками лагеря.
Детский лагерь – это возможность для ребенка стать более самостоятельным, научиться преодолевать трудности, имея поддержку взрослых. Конфликты в жизни ребёнка ещё будут случаться, а его готовность к диалогу, желание поделиться сложностями с родителями помогут не довести ситуацию до критичной точки.