Сегодня, 09.01.2024 года состоялся телефонный разговор с шурави, выходящим на пенсию через 8 месяцев. После этого разговора у меня появилось желание поделиться информацией о зачете 1 к 3, что я получил после написания статей с периода 2019 года.
Самый животрепещущий вопрос для всех шурави, это зачет 1 к 3 при выходе на пенсию. Когда я писал в 2019 году о том, как я добился зачета 1 к 3 и в ПФ района мне обещали засчитать период Афганистана в тройном размере.
Но как оказалось, по российскому законодательству зачет 1 к 3, выходящим на пенсию по 400-ФЗ не дает права на досрочный выход на пенсию , и даже не повышает размер пенсии согласно доплате 33% для ветеранов боевых действий на основании статьи 45 закона 4468-1.
Российская Федерация поделило тех кто воевал и проливал кровь по приказу государства по наличию или отсутствию выслуги лет. То есть пенсионеры, выходящие по выслуге лет и принимавшие участие в боевых действиях являются ветеранами боевых действий. А выходящие на пенсию по старости (400-ФЗ) являются участниками боевых действий.
То есть удостоверения мы получили за выполнение обычных служебных обязанностей в зоне военного конфликта. Есть единственный положительный эффект от зачета в трудовой стаж периода Афганистана 1 к 3, это когда при возрасте выхода на пенсию по старости не хватает трудового стажа. Чаще всего это помогало имеющим инвалидность по военной травме. То есть человек получает пенсию от Мин. Обороны, и продолжает трудится в гражданской сфере. Но к моменту достижения возраста выхода на пенсию у него не хватает от 2 и до 5 лет трудового стажа по тем или иным причинам. А так как мы в Афгане в основном переслуживали, то зачет периода Афгана добавляет нам в трудовой стаж в среднем до 6 лет.
Денег это нам не прибавит по той простой причине, что ПФ делит пенсии на два периода, это период советского стажа до 2002 года, и за это нам государство назначило так называемую фиксированную выплату к страховой пенсии по старости (screenshot ниже )
Разъясню этот принцип на примере моей пенсии, размер моей пенсии 10957 руб. 02 коп., выплата за советский период - 7567 руб. 33 коп. и размер страховой пенсии 3389 руб. 69 коп. Размер страховой пенсии зависит от количества баллов, так что и страховая пенсия у каждого будет отличаться от моей страховой пенсии. А вот размер выплаты за советский период, или фиксированной выплаты к страховой пенсии у всех одинаков, в 2023 году это было 7567 руб. 33 коп.
Вследствие этого возникает вопрос, а стоит ли заморачиваться с зачетом 1 к 3, ведь для этого как минимум требуется справка из райвоенкомата «О периоде военной службы в составе действующей армии», а данную справке не все военкомы выдают запросто для военнослужащих срочной службы по призыву, мне к примеру пришлось писать в Мин. Обороны.
Я для себя решил однозначно, что добиваться зачета 1 к 3 нужно, и на это решение повлияло следующее, с начало приведу законы, позволяющие это:
Имеется Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П, где указано что при определении права на страховую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до 01.01.2002 г., в том числе до 01.01.1992 г. может производится по нормам действовавшим на 31.12.2001 г.
Так же имеется абзац 8 статьи 13 в законе о страховых пенсиях № 400-ФЗ , в котором говорится: При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию закреплена законодательная возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до указанной даты и засчитывались в трудовой стаж в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных названным законодательством.
То есть мы можем требовать мер социальной поддержки, которые были для ветеранов Афганистана в СССР, тем более что в Конституции 2020 года сказано:
А в СССР с 1989 года отношение в военнослужащим ОКСВА изменилось в лучшую сторону. Член Политбюро ЦК КПСС (1990—1991), Депутат Верховного Совета СССР, Председатель комитета по международным делам, член Президиума Верховного Совета СССР (1989—1991), и руководитель Комиссии ЦК КПСС Александр Сергеевич Дзасохов прочитал доклад, на основе которого было принято:
Обратите внимание, не ввода войск, а именно решения о вводе войск. Пункты 3 и 4 данного постановления посвящены вопросу «устройства жизни и быта» бывших военнослужащих и служащих ОКСВА. И далее.
В данном пенсионном законе, в соответствии с новыми реалиями в отношении воинов-интернационалистов были введены пенсионные льготы в статье 22 (последний абзац(подчёркнуто про воинов интернационалистов)
Кстати официальный статус воинов интернационалистов в СССР согласно закона № 1480-I участники войны. Что соответствует реальному положению, в отличии от звания РФ «ветеран», заимствованное из французского, где veteran восходит к латинскому veteranus от vetus - "старый".
На основании указа президента № УП-1847 было принято следующее постановление правительства.
Тем более, что Конституционный суд РФ рассматривал положение с льготами граждан, принятыми до образования РФ и принял следующие постановления:
В соответствии с решением Конституционного Суда РФ от 1.10.1993г. №81-Р «Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида. В отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила закона не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.
Следующее аналогичное решение:
Определением Конституционного Суда № 320-О от 5.11.2002 г., в соответствии со статьей 55 Конституции в РФ запрещено издавать законы отменяющие или умаляющие права. Общий принцип, новый закон обратной силы не имеет.
Из всего этого можно смело делать вывод о нарушении гражданских и конституционных прав ветеранов боевых действий, не имеющих так называемой выслуги лет.
И в финале немного другой аспект, фиксировать или нет в пенсионном фонде период Афганистана как период военной службы в составе действующей армии. Я к примеру официально зафиксировал, и теперь при положительном судебном решении о доплате к пенсии 25% минимального размера пенсии я могу требовать возврата мне не дополученного денежного содержания от ПФ с момента выхода на пенсию, то есть с 05.10.2019 года. То есть, если бы я не сдал в ПФ справку из военкомата о периоде военной службы в составе действующей армии, то при положительном судебном решении о доплате к пенсии 25%, данную доплату мне ПФ стал бы выплачивать с момента решения суда в мою пользу.
Я как и большинство ветеранов боевых действий скептически отношусь к судебной системе РФ, но в то же время я не хочу складывать лапки и тонуть как одна из двух лягушек в кринке со сливками. Пока мы не сдались, мы можем смело сказать про себя – Homo sapiens (человек разумный).
И как человек разумный я надеюсь, что найдутся профессионалы в юриспруденции, которые подтвердят или опровергнут мои доводы. Я как и большинство ВБД пытался добиться повышения пенсии на 32% согласно статьи 45 закона 4468-1, но я принял тот факт что мне не положена данная доплата согласно норм законодательства. Такого же отношения я жду от своих оппонентов, их доводы подкреплены ссылками на законы, а не стандартным судебным доводом - ПАТАМУШТА