Найти тему
Сочинитель 7-02

Недетская игра в прятки. Глава 8. Эпизод 2.

На вокзале Анну с Гришей уже ждал Александр, он стоял неподалеку от выхода на перрон, рядом на скамье лежала большая сумка. Анна показала ему свою, гораздо меньшего размера и, поздоровавшись, заметила:

– У вас хороший аппетит. Нас двое, но провизии мы взяли много меньше, хотя подумали и о вас.

Александр, улыбнувшись, ответил:

– Я тоже подумал не только о себе, рассчитывал как минимум на четверых, хотелось сделать и вам приятное, и приятеля своего я не мог забыть. Ну, ничего, справимся. В конце концов, есть съемочная группа, помогут.

Анна огляделась по сторонам:

– Вы уже посмотрели расписание, когда наш поезд? Нам надо купить билеты?

– Не беспокойтесь. Поезд через двадцать минут, а билеты я уже купил.

Александр присел на корточки перед Гришей:

– Здравствуйте, молодой человек! Познакомимся? – Александр протянул руку для рукопожатия, – меня можете называть дядя Саша, нет, лучше просто Саша.

Гриша потянулся к Сашиной руке своей левой, Анна его поправила:

– Мужчины обычно здороваются правой рукой.

Гриша отдернул левую и протянул другую:

– Гриша, – и через короткую паузу, – Голосов.

Александр пожал ему руку:

– Будем знакомы, и давай сразу на «ты». Я – Саша, ты – Гриша.

Он поднялся, подхватил свою сумку, а за одно и сумку Анны:

– Пойдемте на перрон, посадка, наверное, уже началась.

Александр обратился к Анне:

– Гриша раньше ездил на поезде?

– Да, но тогда ему еще не было и двух лет, но когда мы слышим гудки паровоза, мы знаем, что это идет поезд.

– Очень хорошо. – Александр уже обратился к Грише, – сейчас ты увидишь настоящий поезд и впереди у него паровоз, он сильный и тянет за собой весь состав.

Они прошли в вагон, заняли места, Александр пристроил на полку сумки и посмотрел на Анну:

– У нас еще есть десять минут. Мы успеем посмотреть на паровоз.

Анна улыбнувшись, кивнула:

– Хорошо, даю вам пять минут.

Александр взял за руку Гришу:

– Побежали.

Они вернулись через семь минут, Анна уже начала волноваться:

– Я просила вернуться через пять минут, – но увидев сияющие глаза сына, смягчилась, – давайте договоримся, в путешествии будем соблюдать точность и выполнять обещания.

Александр все еще держал за руку Гришу:

– Простите нас, там было так интересно.

Раздался гудок паровоза, он прозвучал очень громко, и было заметно, что Гриша напугался. Александр поспешил его успокоить:

– Да, вот так громко гудит паровоз. Гудок должен быть громким и его должно быть слышно издалека, потому что поезд идет быстро и все, кто на пути, должны успеть уступить ему дорогу.

Гриша улыбнулся и кивнул ему в ответ.

Анна смотрела на Гришу и думала: ее мальчик живет в женском окружении, его любят, о нем заботятся, для своих лет он уже многое знает, но вот встретился с Александром, сразу почти подружился, и тут же стало заметно, как ему не хватает паровозов, машин и самолетов.

Александр что-то рассказывал и Гриша внимательно слушал. Анна отметила, что с таким вниманием он обычно слушает любимые книжки, когда ему читает их Анастасия Георгиевна, но ровный стук колес и покачивание вагона очень скоро сморили Гришу и он заснул и так крепко, что его пришлось будить уже на подъезде к Рузаевке.

В Рузаевке поезд стоял недолго, едва успели сойти на перрон, как прозвучал гудок и состав отправился дальше. Гриша махал ему рукой и смотрел вслед, пока поезд не скрылся вдали. Пока Гриша прощался с поездом, перрон опустел, солнце поднялось уже высоко и крепко припекало. Все, работники станции и пассажиры попрятались от нестерпимой жары. Александр подхватил сумки и повлек своих спутников в тень большого дерева. Он попросил Анну немного подождать, нужно было понять, куда и на чем им придется добираться:

– Я не предупредил своего знакомого о нашем приезде. Когда куда-нибудь приезжаю, тем, кто меня ждет или не ждет, люблю свалиться как снег на голову.

Анна с некоторой укоризной посмотрела на Александра:

– Подозреваю, что иногда вашим знакомым на голову сваливается целый сугроб, сегодня нас только трое и меня радует, что это всего лишь небольшой сугробик.

Александр рассмеялся:

– Уверяю вас, моего знакомого наш приезд только обрадует.

– Хорошо, а вы хотя бы знаете, куда нам двигаться дальше?

– Вот это я как раз и собираюсь выяснить и надеюсь, Гриша мне в этом поможет, – он протянул Грише руку, – ты со мной? Идем искать начальника станции?

Гриша решительно шагнул к Александру:

– Я с тобой, Саша.

Анна даже немного растерялась, никак не ожидала от Гриши такой решительности и самостоятельности в принятии решений. Как все-таки быстро в лице Александра он нашел взрослого товарища.

Мальчики вернулись очень быстро. Оказалось, что приезд съемочной группы из Москвы это большое событие для небольшого города, и каждый встречный знает, где они разместились и как до них добраться. Гриша подбежал к Анне и радостно сообщил:

– Мама, пешком мы не дойдем, это не очень близко.

Анна перевела взгляд на Александра, он пожал плечами:

– Признаюсь, не думал, что Рузаевка – это целый город. Уже иду искать транспорт. Давайте, поищем, где вам присесть.

Анна вздохнула:

– Идите уже, мы побудем здесь.

Пока Александр бегал по площади от одной подводы к другой, Гриша прятался от Анны то за деревом, то за растущими неподалеку кустами, Анна его старательно искала и очень радовалась, когда находила, так в игре они провели несколько минут.

Наконец, подбежал тяжело дышащий Александр:

– Пойдемте быстрей, я зафрахтовал одну подводу. Давайте-давайте, пока он не передумал.

Александр подхватил сумки и побежал к стоящей на другой стороне площади подводе, за ним потянулись Анна и Гриша.

Мужик на подводе ухмыльнулся, качнул головой, хлестнул лошадь и направил подводу к своим пассажирам. Подъехав к Александру, он дружелюбно проговорил:

– Ладно, не суетись, ставь сумки, усади мальчонку поудобней и поехали.

Александр помог сесть Анне, усадил на подводу Гришу, сам уселся рядом с ним и, отвечая на вопрос Гриши, стал объяснять значение слова фрахт. Анна, прислушивалась к разговору Гриши и Александра, но отвлеклась и усмехнулась, вспомнив, что когда-то в Петербурге кавалеры подавали ей руку, помогая сесть в экипаж, теперь ей подают руку помогая забраться на подводу. Как все изменилось.

Ехали довольно долго, лагерь кинематографистов расположился на окраине города, на опушке леса. Съемочный день был в разгаре, все участники съемки были на краю леса, снимали сцены с участием местных жителей и участники массовки старательно выполняли указания режиссера. Александр расплатился за извоз, и они втроем из-за кустов стали наблюдать за происходящим.

Вскоре объявили перерыв, Александр вышел из укрытия и направился к режиссеру, который неподвижно сидел в кресле, устало опустив голову. Александр остановился у него за спиной и тронул за плечо:

– Здравствуй, Арсений Ильич, вот решил тебя навестить. Как работа твоя?

Арсений Ильич качнулся назад и положил руку на руку Александра:

– Здравствуй, Саша. Ты приехал? Как обещал, так и сделал. Это хорошо, но ты ведь останешься до вечера? Мне бы поработать еще пару часов, потом буду свободен. Погуляешь где-нибудь здесь? Не обидишься?

– Нет-нет, о чем разговор, какие могут быть обиды? У тебя массовка, не отложить, не перенести. Но должен тебя предупредить, я сегодня не один, со мной здесь мой новый юный друг и его мама.

Арсений Ильич оглянулся, увидел, что позади Александра стоят Анна и Гриша, быстро встал и поклонился:

– Простите, я только что узнал о вашем существовании, – еще раз поклонился и представился, – Арсений.

Анна неожиданно для себя подала ему руку:

– Анна, а это мой сын Гриша. Александр обещал показать нам, как снимают кино, и мы не смогли отказаться, вот приехали.

Арсений Ильич присел на корточки перед Гришей:

– Гриша, я – Арсений, будем знакомы? Ты любишь смотреть кино?

Гриша пожал плечами. Анна пришла ему на помощь:

– Смотреть кино еще не приходилось, но в театре мы бываем часто.

Арсений Ильич кивнул Анне и вновь заговорил с Гришей:

– Если ты часто бываешь в театре, значит, там тебе нравится, а кино и театр, они как братья, разница в том, что в театре представление показывают на сцене, а в кино представление мы смотрим на экране, как живые картинки на стене. Понимаешь?

Гриша вновь посмотрел на Анну, как бы прося помощи. Арсений Ильич почувствовал, что смутил мальчика, взял его за руку и постарался успокоить:

– Сейчас ты можешь посмотреть, как делают кино, а потом мы тебе покажем, что из этого получается. Хорошо?

– Хорошо. – Гриша согласно кивнул и прижался к маме.

Арсений Ильич поднялся на ноги и обратился уже к Анне и Александру:

– Пора заканчивать перерыв. Можете побыть здесь, пусть Гриша посмотрит на нашу работу, а потом если возникнет желание, можете сходить к реке, там славные места и можно искупаться. Там река, она называется Инсар.

Он указал направление, в котором нужно двигаться, чтобы выйти к реке.

– Отлично, – Александр показал большой палец Грише, – ты умеешь плавать?

Гриша отрицательно покачал головой.

– Тогда будем учиться.

Анна пожала плечами и, посмотрев на Арсения Ильича, тихо сказала:

– Сегодня они все решают сами, без меня.

На это Арсений, улыбнувшись, ответил:

– Послушайтесь их, пойдите к реке. Я там вас найду.

– Сегодня мне остается только подчиняться.

Анна почувствовала давно забытое ощущение, когда не обязательно самой принимать решения, а можно просто довериться совету и положиться на мнение находящегося рядом, сильного и уверенного в себе человека. Она вспомнила себя Еленой, когда рядом был Андрей, когда, несмотря на все трудности и неустроенность жизни она чувствовала себя защищенной и любимой. Какое приятное воспоминание.