Автор Михаил Данилов
Слово Рамблер сейчас знакомо каждому пользователю интернета. Но не все знают, что некогда существовала такая автомобильная марка, которая входила в концерн Америкен Моторс. Марка была не очень известна, у нас о ней мало кто знал. Лично я, читатель "За рулём" с сорокалетним стажем, встречал упоминание о ней всего пару раз. Один раз, в №6 за 1967г, где рассказывалось про аргентинский автомобиль "Торино-300". Он был разработан на основе "Рамблера". И ещё однажды вскользь упоминался "Рамблер-Амбассадор". В те годы я не думал, что спустя много лет мне придётся непосредственно столкнуться с этим диковинным автомобилем. Первая моя встреча с "Рамблером" состоялась в 1992 году. Нет, это был не "Амбассадор", а "Джавелин", редкая модель редкой марки.
Модель появилась в 1968 году и была призвана составить конкуренцию таким автомобилям, как "Форд-Мустанг". Да, модификация была спортивной и представляла собой купе 2+2. Две широкие двери с гнутыми стёклами, не имеющими рамок, низкая крыша, длинный нос. Большой передний свес и сравнительно маленький задний. Задняя часть кузова типа фастбек.
Большой наклон лобового стекла. Если продолжить мысленно линию передней стойки, то она пересечётся с передней осью, что является идеальным для восприятия нагрузок. Дверная линия имеет характерные обводы в задней части. Внешне "Рамблер-Джавелин" напоминает модель "Матадор" того же концерна Америкен Моторс. Фотографию "Матадора" я видел ещё в 1974 году в №6 "За рулём".
Довелось увидеть и живой "Матадор" в конце 70-х, правда, мельком. А "Рамблер-Джавелин" принадлежал (и принадлежит) моему хорошему знакомому, и я почувствовал себя просто счастливчиком в предвкушении близкого знакомства с этим замечательным автомобилем. Открываем дверь. Сразу бросается в глаза надпись на пороге: Montage Karmann.
Да, автомобиль собирали на фирме Карманн. Удивительно, но прежним автомобилем у хозяина "Рамблера" был "Фольксваген-Карманн-Гиа"…
Открываем капот (кстати, он не запирается, а открывается снаружи). Там, в отличие от современных автомобилей, довольно просторно.
Двигатель – рядная "шестёрка", с чугунным блоком и чугунной головкой, рабочим объёмом 3,8л. Впускной и выпускной коллекторы расположены слева. Такие двигатели применялись и на автомобилях "Джип-Вранглер" и "Джип-Чероки". У "Рамблера" мотор предельно прост: карбюратор и контактная система зажигания. Мощность 130 л.с. по DIN (145 по SAE). Это обеспечивает автомобилю максимальную скорость 175 км/ч. Двухкамерный карбюратор фирмы "Картер" (карбюраторы этой фирмы применялись на первых "Москвичах-400") достаточно интересен. Как и на "Москвичах", в нём осуществляется механическое торможение топлива при помощи иглы, связанной с дроссельной заслонкой. Кстати, жиклёров в карбюраторе всего два, всё остальное выполнено в виде каналов. Пусковое устройство – автоматическое.
Бензонасос неразборный, без рычага ручной подкачки.
Обращает на себя внимание стартер необычной конструкции. Тягового реле как такового нет, его роль выполняет одна из статорных обмоток. Замыкание же цепи стартера осуществляется специальным реле, установленным отдельно.
Нельзя не заметить ёмкость для жидкости омывателя, выполненную в виде мешочка, красного цвета, с фирменной надписью Аm.
Сцепление у "Рамблера" довольно консервативное, нажимной диск с цилиндрическими пружинами. Привод сделан рычажным, и, что интересно, при подвесной педали. Такое решение подкупает своей надёжностью и простотой, даже по сравнению с гидравликой, не говоря уже о тросе.
Коробка передач, как и на большинстве американских автомобилей тех лет, трёхступенчатая. Рычаг расположен на полу. Привод осуществляется двумя короткими тягами. Передачи синхронизированы, и переключение очень чёткое. Схема переключения – Н-образная. Включение задней передачи не блокируется. Тот, кто привык к обычной коробке передач, может инстинктивно включить вместо первой заднюю передачу. Так же было и на ГАЗ-69. Большая часть "Джавелинов" оснащалась V-образными восьмицилиндровыми двигателями и автоматическими трансмиссиями. Автомобилей с механической трёхступенчатой коробкой передач, говорят, было выпущено всего 13. Так что автомобиль моего друга является просто уникальным.
Венчает коробку передач удлинитель. Карданная передача одинарная, без промежуточной опоры. Всё предельно просто.
Задний мост типа "спайсер". Но полуоси имеют конические роликовые подшипники, зазор в которых регулируется с помощью прокладок. Аналогичное решение применялось и на ЗиС-110.
Задняя подвеска зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах. Передняя – пружинная, двухрычажная, причём пружина опирается не на нижний, а на верхний рычаг подвески (как на ФИАТ-132). Нижний рычаг – составной, с реактивной штангой (растяжкой).
Тормозная система достаточно традиционна. Передние тормоза – дисковые, задние барабанные. С вакуумным усилителем. Но стояночный тормоз приводится в действие маленькой педалькой, расположенной слева (как на "Мерседесе").
Рулевой механизм – винт-шариковая гайка. Усилителя нет. Но усилие на руле у довольно тяжёлого автомобиля небольшое.
Заглянем в салон. Да, это действительно спортивное купе 2+2. Низкая крыша несколько затрудняет посадку. Задние места типично детские, взрослым людям там размещаться тяжело.
Передняя панель имеет мягкую обивку. Из приборов, помимо спидометра, имеются часы и указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Последние являются тепловыми.
Руль – тюльпанообразный, с Т-образной ступицей.
К сожалению, багажник у автомобиля очень мал. Серьёзную поклажу туда положить невозможно. В таких случаях говорят, что это не багажник, а бумажник.
Ещё одна особенность – горловина бензобака расположена сзади, за номерным знаком (как на "Москвиче"), что делает удобным процесс заправки.
Да, "Джавелин" действительно очень интересный и редкий автомобиль. Встреча с этой уникальной моделью произвела на меня неизгладимое впечатление.
Этому интересному автомобилю не удалось отнять лавры у знаменитого "Форда-Мустанг". Возможно, вследствие меньшей известности самой марки и малого количества выпущенных автомобилей. Если "Форд-Мустанг" стал известен всему миру, то "Рамблер-Джавелин" знаком достаточно узкому кругу автомобилистов. Но именно этим он сейчас и ценен. Уникальный, раритетный автомобиль…
2010 г