Суровые будни суровых исследователей сурового космоса
Релиз первой CRPG во вселенной Warhammer 40K, да и еще от студии такого уровня, как Owlcat Games, — знаковое событие для всех поклонников жанра и франшизы, пусть и запоздавшее. Честно говоря, не сильно понятно, как так вообще вышло, что за десятилетия существования «Молота Войны» ни у кого не получилось выпустить по нему масштабную ролевую игру раньше. Казалось бы, идеальный сеттинг для приключений, бери и делай. Но прождать всем нам в итоге пришлось аж до 2023 года.
Многие люди, поверхностно знакомые с Warhammer 40K, при первом его упоминании, скорее всего, вспоминают космических десантников и быстро приходят к заключению, что вряд ли можно рассказать комплексную историю про довольно прямолинейных в своей деятельности слуг Императора. Вот только никто не заставляет разработчиков фокусироваться на космодесанте: в футуристическом «Молоте Войны» существуют десятки других куда более интригующих группировок и фракций, заслуживающих внимания. Rogue Trader — наглядный тому пример. Здесь геймеру достается роль одного из Вольных Торговцев — первооткрывателей, исследователей, каперов, влиятельных магнатов и командиров гигантских звездных крейсеров, обладающих патентом Империума, который позволяет им бороздить далекие участки галактики и самостоятельно определять судьбы целых систем. Представьте себе командира USS Энтерпрайз из «Звездного пути», но с полномочиями устроить ковровую бомбардировку планетарного масштаба любому, кто на него косо посмотрит.
В самом начале игры герой (или героиня) является лишь одним из потенциальных наследников дворянского рода фон Валансиус. Но после загадочной смерти Теодоры, главы рода, а также атаки еретиков Хаоса на ее корабль, события развиваются таким образом, что именно игрок становится новым Вольным Торговцем и Лордом-Капитаном мощного звездолета, который по размерам превосходит целые города. Задача новоиспеченного лидера — раскрыть заговор, а также продолжить дело Теодоры по распространению влияния Империума на неизведанный сектор космоса под названием Простор Коронус.
Если вы из числа тех фанатов Warhammer 40,000, кто всегда свято верил, что сеттинг послужит отличным фундаментом для потенциальной комплексной CRPG, то примите мои поздравления: вы были правы. Миропостроение всегда имело ключевое значение в ролевых приключениях, а в случае с Rogue Trader ее миропостроением занимались сотни людей на протяжении десятков лет, развивая настольный «Молот Войны». В результате мир W40K ничем не уступает в плане проработанности, вариативности и глубины лора тому же Фейруну из D&D.
Все это на полную проявляется в самой Rogue Trader: в игре хватает необычных запоминающихся локаций и персонажей, которые гармонично вписываются в общий сеттинг и не воспринимаются как сумбурный набор случайных идей и концепций. Причем в Rogue Trader мы наконец-то видим и взаимодействуем с теми элементами вселенной W40K, которые обычно игнорируются другими играми по франшизе: например, общаемся с простыми жителями Империума или контактируем с легендарными Навигаторами — могущественными псайкерами, которые проводят корабли через варп.
Rogue Trader старается четко придерживаться всех канонов лора «Молота Войны» (за исключением разве что некоторых спорных моментов, когда Вольный Торговец может позволить себе открытую ересь, недопустимую даже для человека его статуса), но это, как ни странно, палка о двух концах. С одной стороны, радует, что игра позволяет отыгрывать, к примеру, высокомерного дворянина, и при этом никто из приближенных не будет тебя осуждать и читать лекции о морали, так как дискриминационная классовая иерархия — вполне приемлемое явление в мире Warhammer.
С другой стороны, прямолинейное следование канонам и лору негативно отразилось на большинстве спутников главного героя. Они получились чересчур привязанными к существующим стереотипам об их фракциях или расах и потому кажутся недостаточно разносторонними и интересными. Так, и без меня в интернете написано достаточно о том, что авторы не стали добавлять возможность закрутить роман с сестрой битвы Арджентой. Однако проблема даже не в том, что нельзя охмурить боевую монахиню, а скорее в том, что она почти никак не развивается как личность. Ну вот следует она фанатично заветам своего бога, и ничего с этим не поделаешь. Если бы у нее в какой-то момент возник кризис веры с последующим опциональным склонением к Хаосу, то было бы куда интереснее (в той же Baldur`s Gate 3 предостаточно ситуаций, когда спутники испытывают свои убеждения на прочность и не всегда успешно).
Данный недостаток особо бросается в глаза, поскольку в остальном ролевая составляющая — как раз таки самая сильная сторона Rogue Trader. Посещать миры, общаться с местными, определять их будущее, а также будущее целых группировок или планет, разрываться между путями догматика, схизматика или еретика, открывающими доступ к разному контенту, — увлекательный процесс, во время которого лишний раз убеждаешься, что в Owlcat сидят первоклассные рассказчики. А вот когда дело доходит, например, до сражений, то игра несколько теряет запал.
Нет, нельзя сказать, что бои в Rogue Trader прямо скучные, но назвать их особо увлекательными тоже непросто. Тут перед нами довольно стандартные пошаговые перестрелки по аналогии с теми, которые можно найти, скажем, в Wasteland 2 и 3. Беда в том, что слишком многие способности классов (тут они называются архетипами) сводятся к различным бафам союзников и дебафам противников. Да, их грамотное использование напрямую влияет на исход битвы, но крики и жесты в сторону товарищей, увеличивающие их характеристики, банально не обладают необходимой визуальной отдачей и не дарят ощущения, что ты управляешь группой могучих полубогов, которое возникает в фэнтезийных RPG, наподобие той же Pathfinder: Wrath of the Righteous от Owlcat.
В моем случае перестрелки также страдали от проблем с позиционированием, когда бойцы отказывались стрелять во врагов, хотя те находились в их поле зрения, однако стояли на возвышенности или же в низине. К примеру, стрелки, расположенные на вершине лестницы, не могли выстрелить вниз в еретиков до тех пор, пока не заняли новые позиции уже на одном уровне с ними. Сложно сказать, задумано так или же это баг, поскольку багов в Rogue Trader, увы, прилично. Первые главы держатся хорошо (хотя вот достижения у меня сломались сразу же, и каждый раз, когда кто-то из моих бойцов наносил критический урон, Steam сообщал, что я в сотый раз открыл соответствующую “ачивку”), но по мере прохождения встречаешь все больше неприятных глюков, начиная от телепортаций в случайные локации и заканчивая исчезновением NPC. Да, кампанию реально завершить, несмотря на баги, однако процесс оставляет желать лучшего.
Проблем хватает, однако даже с их учетом Warhammer 40000: Rogue Trader оказалась достойной первой попыткой воссоздать легендарный сеттинг в CRPG. Бороздить опасный космос, посещать новые миры и принимать участие как в личных конфликтах, так и в глобальных настолько же интересно на практике, насколько кажется в теории. А все благодаря отличным диалогам и гибкому сценарию, который порой довольно существенно подстраивается под твои решения. Что еще надо в ролевом приключении? Но, подозреваю, потенциал Rogue Trader пока не раскрыт в полной мере: не исключено, что как и в свое время Pathfinder: Kingmaker, которая стала пробой пера перед превосходящей ее во всем Wrath of the Righteous, новая игра Owlcat в ближайшем будущем тоже обзаведется сиквелом, который прыгнет еще выше.
Оценка: 7.5/10