В прошлой статье мы с вами начали говорить об одаренности, одаренных детях и том, что не все у них в жизни получается легко. Теперь давайте остановимся на видах одаренности.
На самом деле, в науке психология определение конечного числа видов одаренности является довольно тяжелой задачей, ведь этот ряд по разным критериям можно продолжать практически бесконечно. Сначала по каждой науке: математическая, лингвистическая, техническая. Затем по области деятельности: спортивная, музыкальная, творческая и т.д.
Для решения этой задачи мы, опираясь на “Рабочую концепцию одаренности”, выделим категории выделения видов одаренности.
Это:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
Рассмотрим их чуть подробнее:
- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики
Виды деятельности бывают практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная.
Сферы психики - интеллектуальная, эмоциональная и мотивационно-волевая.
- Степень сформированности
Здесь можно определить актуальную и потенциальную одаренность.
- Форма проявлений
Здесь можно определить явную и скрытую одаренность.
- Широта проявлений в различных видах деятельности
Здесь можно определить общую и специальную одаренность.
- Особенности возрастного развития
Здесь можно определить раннюю и позднюю одаренность.
Комбинируя эти виды, мы можем получить сотни видов одаренности, например явная актуальная сценическая одаренность, проявившаяся в раннем возрасте и т.д. Однако не стоит забывать, что сфера одаренности ребенка может состоять из многих видов деятельности, преуспевание в которых дает возможность ребенку достигать выдающихся результатов.
Если текст показался вам интересным (информативным, полезным) поддержите автора лайком, комментариями или подпиской. Чем больше активности, тем больше мотивации заниматься этим каналом и продолжать писать тексты!
Спасибо за ваше время!