Я и сам присутствовал на испытании, которое называется "Итоговое собеседование по русскому языку", проводимое в девятом классе.
Моя роль была простая - человек, который умеет в определенном порядке нажимать кнопки на компьютере.
Что тогда, что сейчас - я не понимаю необходимость этого испытания. Оно бессмысленное. Это же просто потеря времени.
В принципе, в образовательной системе много телодвижений, которые не дают результатов. Но зачем их увеличивать?
Мой ребенок в этом году (в феврале) будет проходить это собеседование.
Я его даже готовить не буду. И полезные советы давать.
А зачем? Говорить он умеет, читать тоже умеет, описывать и пересказывать на элементарном уровне - тоже.
Больше там никаких умений не надо.
Но для школьников это лишний стресс. Знаете, почему? Они это всё воспринимают очень серьезно. Вот эта сценка "кролики это не только ценный мех" - она заставляет их волноваться, так как нужно говорить в микрофон. Не было бы микрофона - особо не волновались бы.
А еще над ними висит информация, что тут идет запись, которую, "серьезные дяди и тети где-то там (показываем палец вверх)" будут их прослушивать.
Они так это воспринимают.
Мне вообще не понятен сам смысл этой "операции Ы".
Я тут нашел в Интернете объяснение:
Целью итогового собеседования является оценка уровня общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у девятиклассников.
Представляете, в девятом классе неожиданно может выясниться, что школьник не только не умеет читать, но и не умеет пересказывать текст и отвечать на элементарные вопросы учителя.
Как же он тогда доучился до 9 класса?
- У меня секретов нет, слушайте, детишки, - писал однажды поэт про "хорошо" и "плохо".
Всё дело в том, что система "повторного обучения", когда оставляют на второй год по решению педагогического совета (и никого более), канула в небытие.
Но взамен в образование пришло слово "тащить".
Ужасное слово, но правдивое.
В каждом классе есть ученики, которых "тащат". А что вы с ними сделаете? Задача учителя, как наемного работника, сделать так, чтобы любой ученик школы получил аттестат, как минимум, за девятый класс. Другими словами - учитель получает зарплату, учитель выполняет свою задачу.
Но ведь все прекрасно знают, что не все дети имеют одинаковые возможности к обучению.
Все, кто учился "до того как", вспомнят и расскажут, как в их класс приходили второгодники, как одноклассники становились второгодниками (и даже могли стать "третьегодниками").
Если бы все дети имели одинаковые возможности к обучению, то это была бы песня. Но такого не бывает. Кому-то требуется повторное обучение, чтобы не было пробелов в знаниях, так как последующее обучение с наличием пробелов по нескольким предметам будет делом наиглупейшим.
Но вот это "повторное обучение" звучит тоже некрасиво. А зачем нам некрасиво? Нам надо, чтобы всё было красиво.
И всё красиво. Возьмите, распишитесь.
Только вот перед итоговым собеседованием у учителей возникает тревога. Если из 10 учеников 8 в любом случае чего-то "наговорят", то 2 обязательно будут под вопросом.
- Я это, того, так, ну, что-то там, типа, прочитал. Фух.
Остальные 8 плохо или хорошо, но обязательно сдадут.
И что же делать?
А ничего.
Если велено ложить вертикально, то и будут ложить вертикально, хотя всем понятно, что не ложить, а класть. Причем горизонтально.
***
В книге "Букваренок" за авторством Георгия Юдина есть фраза - "Лучше бы мы этот компот сырым съели".
Я также могу сказать - "Лучше бы это время было потрачено на изучение наук".