Неделька первая прошла хорошо. Отдохнувшие дети и учителя друг другу были рады. Последний урок четверга не предвещал ничего плохого.
Пришел четвертый класс неготовый совершенно к опросу по лексике. А лексика изучалась две недели до каникул.
Устали дети,
- подумала я тогда, лютовать не стала, перед Новым годом не состоялся этот самый зачет.
-Давайте отложим на "после праздников". Подучите.
-Конечно, подучим!
А выяснилось, что не подучили. Даже лучшие из ребят не смогли вспомнить и половины слов.
Запрет на "двойки" не дает выставить в колонку то, что заслужили.
Стала их стыдить, ругать. Вовка возмутился:
-Я не хочу никакие слова английские учить! А вы заставлять права не имеете!
-Не буду заставлять, сообщу родителям.
Тогда он смял листок, выданный для проверочной и бросил куда попало.
-Подними!
-Сами поднимайте!
И бросил еще один комок бумажный.
Что я могу с ним сделать в этой ситуации? Нельзя прикрикнуть, выгнать, как-то наказать. Он знает прекрасно.
Засмеялась на это его "смелое" действо девочка-второгодница. И стала мелкие бумажки швырять в одноклассников. Они завозмущались, кто-то кинул в ответ.
Стоп, кричать нельзя, выгонять тоже.
Максимум - докладная. Так и сделала, но это уже после урока.
Надо тему закончить, план выполнить, домашнюю объяснить. Еле утихомирила их. Вовка остаток урока продолжал мелко хулиганить. То дернет кого-то, то жест покажет, потом утих, увлекся лепкой какой-то ерунды из жеванных бумажек. Периодически хихикал и всем показывал, отвлекая.
Взорвалась я минут за пять до звонка, все, сдали нервы. Творчество смяла и в мусорку.
Его бесы обуяли, с ним так бывает, если что не по его. В такие моменты может ударить кого угодно, выкрикивать оскорбления и угрозы. Остановить невозможно.
Прозвенел спасительный звонок.
Еле отвела следующий урок, мигрень накрыла вместе с давлением. До сих пор дурно.
Приходила его старшая сестра (сводная), извинялась за братца, ей неловко, да и переживает искренне за дальнейшую его судьбу.
-Разговариваю с ним каждый день, объясняю. Мама орет, лупит его. И ничего не помогает! Всего четвертый класс! Что же дальше будет? Я уже не знаю как быть...
-Я тоже не знаю,
сказала я, без сил поплелась к директору с докладной.
Вызовем снова мать.
Это звучало так же бессильно и обреченно, как и у меня.
Мы все испробовали. Сколько бесед индивидуальных я с ним провела, классный руководитель, директор, психолог. Десять лет ребенку, даже инспектор полиции ничего кроме беседы не может.
Лупящая и орущая матом мать вызывает у него обратную реакцию. День держится, а потом втрое выдаст.
Привлекали к общественной деятельности, к творчеству. Это имело результаты, он любит ощущать свою важность, доверие к нему. Но потом - снова здорово! Так три с половиной года продолжается.
Может и есть какие-то способы решения этой педагогической задачки, но не у меня.
ВикНикСор бы ужина лишил, правильно, я считаю. На голодный желудок не очень-то пошалишь, похамишь.
Трудотерапией действенно... Но нельзя, деточки ж.
А что еще может быть эффективно, как думаете?