Найти тему
My Side

"Абстрактная" музыка (часть 2)

Продолжаем говорить про абстрактную музыку.

Сabaret Voltaire

На очереди у нас мрачные дадаисты из индустриального Шеффилда Cabaret Voltaire. Коллектив этот состоял из трех участников: вокалиста и басиста Стива Миллиндера, гитариста, клавишника Ричарда Кирка и клавишника Криса Уотсона. Ребята сформировались в начале 70-х гг. Название было взято в честь кабачка Вольтер в Цюрихе, где в первой половине 20 века заседали различные творческие люди, главным образом принадлежавшие к направлению дадаизма. Собственно, первые выступления группы были под влиянием этого течения. В плане музыки, коллектив экспериментировал с пленками, обратными перемотками, наложениями звуков друг на друга, наложением сторонних звуков на аудиодорожку. Вообщем, экспериментировали как могли. Их ранее творчество можно отнести к экспериментальной электронике, в каких-то моментах и к конкретной музыке. Косвенно они повлияли и на индастриал. Хотя в целом, их творчество охватывает разные стили и жанры – от электроники до пост-панка и танцевального электро-попа. Их ранние альбомы, такие как Mix Up или Red Mecca демонстрируют слушателю необычный саунд группы – диссонанс и какофония, непонятные обрывки фраз, искажения. Дальнейшее их творчество стало постепенно трансформироваться в сторону танцевальной электроники и техно. А на альбоме 1983 года The Crackdown их музыка звучит порой по «ньюордеровски» - мрачный пост-панк, подчеркнутый густым басом и жутковатым синтезатором соединяется с танцевальностью. Звучит как Joy Division и New Order в одном флаконе. Вообще, Cabaret Voltaire вместе с Дженезисом Пи-Орриджем были едва ли не главными силами в творческом авангарде Англии тех лет.

King Crimson

-2

Культовая английская группа, яркие представители прогрессивного рока образовались в 1968 году. Главным идеологом в коллективе был гитарист и автор песен Роберт Фрипп. Уже в 1969 году группа выпускает свой дебютный альбом под названием In the Court of the Crimson King . Думаю, нет смысла говорить про то, что данная пластинка стала культовой и является важным памятником прог-рока и входит в различные списки всех времен. Это и так очевидно. Альбом получился разношерстным в плане композиций, эклектичным, где нежные и спокойные баллады перемежаются с громкими и агрессивными. Нас интересует другое: открывающая альбом громкая и грозная длинная композиция 21st Century Schizoid Man, состоящая из нескольких частей и наполненная антиутопическим текстом. Это пример взвинченного, рваного музыкального полотна, абсолютно абстрактного с музыкальной точки зрения. На лицо – влияние фри-джаза. Авангардная музыка данной композиции удачно подходит к мрачному утопическому тексту песни. Такими они были в начале своего пути. Это один из самых сильных дебютов в истории музыки. Еще эту композицию относят к первым росткам металла.

Дженезис Пи-Орридж

-3

Одна из самых странных и непонятных фигур в истории рока, Пи-Орридж с самого начала заявил о себе как об экспериментаторе. Его музыка, имидж, внешний вид – все это вызывало споры о нем еще задолго до Мерлина Менсона. Музыкант был плодовитым в творческом плане. Он был участником нескольких групп – Throbbing Gristle и Psychic TV. Его творчество повлияло на становление индастриала, а также он оказал значительное влияние на различные электронные жанры музыки. Пи-Орридж и сам следовал трендам в музыке – во второй половине 80-х гг. , наблюдая за популяризацией в Британии музыки хаус, он со своей группой Psychic TV выпустит композиции в этом жанре. Но что характерно для его раннего творчества, так это то, что его музыка порой представляла безформенную абстракцию, наполненную различными звуками и эффектами. Его творчество – это поток жутковатого нойза, голосов и прочего, что действительно роднит музыку его коллективов с индастриалом и конкретной музыкой.

Сам Дженезис также как и Suicide, наполнял свои выступления эпатажем, трансгрессивным воздействием на публику. Помимо всего, он увлекался оккультизмом и был под влиянием от писателей битников, в частности, он любил творческий метод писателя Уильями Берроуза. В ранние годы Дженезис входил в различные перформанс-объединения, призывающие освободиться от всякого рода условностей и правил общества, дав волю своей стихийности (Transmedia Exploration, С.O.U.M. Transmission, которая затем и станет называться throbbing Gristle). В рамках группы Throbbing Gristle Пи-Орридж выступал в Амстердаме, в Лондонском центре современного искусства. Их творчество вызывало вопросы со стороны консервативного общества, их обвиняли в подрывании устоев общества. Но Пи-Орридж остался верен себе. Он всегда был за полную свободу творчества и личности. Его музыка – это способность выйти за рамки условностей музыки, это психоделичный опыт, направленный на освобождение ментальной и телесной составляющей. Это абстракция, которую можно заполнить своим бессознательным. У Дженезиса будет много проектов, концертов, объединений. Он будет сотрудничать со многими авангардными музыкантами, с философом Тимоти Лири и прочими. Он настоящий экспрессионист от музыки. Как к нему не относись, но свою миссию он выполнил.

Einstürzende Neubauten

-4

Немецкая индастриал-группа была создана в 1980 году. Ее лидер – Бликса Баргельд. Примечательно, что Бликса на протяжении долгого времени будет сотрудничать с Ником Кейвом – он будет гитаристом и вторым вокалистом в группе австралийца The Bad Seeds. В Einstürzende Neubauten же Бликса будет одним из пионеров индастриала. Как и творчество Пи-Орриджа, музыка его группы, словно наждачка или же острые гвозди, царапает уши слушателя своим агрессивным, рваным, громким и диссонансным звучанием – их музыка это сплав случайных записей, криков самого Бликсы, громких взрывов. При записи ребята из группы использовали порой вместо живых инструментов такие сподручные вещи, как дрель или отбойный молоток, например. Слушая всего несколько треков, уже начинает побаливать голова. Конечно, такое творчество подойдет далеко не всем. У группы было много пластинок. Особенно ранее творчество отличается таким шокирующим звучанием. Я заметил, что чем дальше мы отходим от Англии и Америки, тем выше порог экспериментов среди музыкантов.

Прилагаю к данной заметке видеоклип группы - жуткий и странный. Но здесь хотя бы музыка не такая устрашающая. Остальное творчество вы можете послушать при желании сами.

Gerogerygegege

-5

Вот и следующая группа на этот раз из Японии. Они представители японского авангардного нойза. Вся их деятельность – это воздействие на слушателя и зрителя. Проект состоит из музыканта Дзюнтаро Яманоти и артиста Тэцуя Эндо, выступающего перед публикой в обнаженном виде и совершающего на сцене всякие непристойности. Дуэт был создан в 80-е гг. Их музыка это тот самый нойзовый, кусающийся коллаж, способный обескуражить неподготовленного слушателя. Они однажды пустили в продажу стальную коробку со своими 100 кассетами. Релиз назывался Shaking Box Music (You Are Noisemaker). Но суть была в том, что на этих кассетах не было ничего записано. Купившему эту коробку требовалось самому создавать шумовую музыку, просто тряся эту коробку с кассетами. Их очень любил другой авангардист, на этот раз наш соотечественник Сергей Курехин, мастер эпатажа и постиронии. Он очень ценил японских мастеров нойза и эпатажа. Они выпустили много альбомов и синглов, давали ряд провокационных концертов, устраивали скандальные акции. Самым известным альбомов у них является Tokyo Anal Dynamite 1990 года.

Вообщем, вот такие разные группы и музыканты. Конечно, тут много о ком еще можно рассказать. В ближайшее время сделаю еще один материал про музыкантов, создающих странные и бесформенные коллажи.