Найти тему

Казимир Малевич - мастер эпатажа, талантливый лжец и уличный боец.

Оглавление

Прирожденный лидер, мастер эпатажа, знаменитость с мировым именем, талантливый лжец и уличный боец.

Казимир Северинович Малевич (1879-1935) – художник-авангардист, основатель супрематизма, теоретик искусства, философ. За свои 56 лет жизни Казимир Малевич успел изобрести новое направление в искусстве, отказаться от него, а главное — создать одну из самых революционных картин в истории живописи.

-2

Детство художника.

Родители Малевича были поляками. Отец, Северин Антонович Малевич, работал управляющим на сахароваренном заводе. Мать семейства, Людвига Александровна, в девичестве Галиновская, была домохозяйкой.

-3

Большую часть детства Малевич провел среди крестьян и полей сахарной свеклы. Кстати, в детстве он познакомился с крестьянской вышивкой, орнаментами. Они состояли из простых элементов: линия, квадрат, треугольник. Позже мы увидим их в его работах. Впрочем, очарован двигающейся геометрией маленький Казимир был еще и во время походов с отцом на завод. Там он увлеченно наблюдал за слаженной работой машин.

-4

Тяга к рисованию.

«...он всегда что-то рисовал. Постоянно толок в ступке то синьку, то дубовую кору. Разводил краски, вязал кисточки из куриных перышек, из ниток... Когда не было бумаги, мог начать малевать свои картинки прямо на беленой стене. Ну откуда в нем это?», - говорила о Казимире его мать.

Первый раз тягу с рисованию Казимир почувствовал, когда наблюдал за работой маляра. Мальчик подметил, что цвет краски чудесно совпадает с цветом деревьев, дождался, когда рабочий уйдёт на обед, и забрался на крышу. Ощущение скольжения кисти по горячей крыше навсегда захватило его воображение.

-5

К 16-летию сына мама Казимира купила набор красок в 54 цвета, счастью юного художника не было предела. Он пишет первую свою работу маслом «Лунная ночь», которую вскоре продает за 5 рублей.

-6

Нужно отметить роль Людвиги Александровны в судьбе еще одного таланта. У Казимира был друг, живущий по соседству в Конотопе - Николай Рославец, мальчик из семьи пьющих родителей, мечтавший стать музыкантом. Она купила ему скрипку и попала в самую точку: Николай вырос и стал дирижером, композитором, педагогом. С Николаем Рославцем Малевич поддерживал дружеские отношения всю жизнь.

Чертежник.

Первая профессия Казимира Малевича была связана с искусством очень отдаленно – он работал чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги.

-7

Семейная жизнь.

Малевич с супругой Софьей Рафалович
Малевич с супругой Софьей Рафалович

Казимир Малевич первый раз женился в возрасте 22 лет. Что интересно, его жену тоже звали Казимирой. У них родились сын Анатолий и дочь Галина. Внезапно в 1904 году художник засобирался в Москву. Однако денег на переезд семьи не хватило и Казимир уехал один. Вскоре, он вернулся к семье, но брак рухнул.

Вторая жена Казимира- Софья Рафалович была полной противоположностью Казимиры. Спокойная и кроткая, она не требовала к себе повышенного внимания и не была столь амбициозной. В 1920 году жена родила дочь - Уну, названную в честь художественного общества - УНОВИС, созданного Малевичем в Витебске. Вторая жена была для Казимира поддержкой во всем. Вместе они прожили до ее смерти .

Вторая жена Казимира - Софья Рафалович
Вторая жена Казимира - Софья Рафалович
Дочь Уна
Дочь Уна
Малевич с дочерью Уной
Малевич с дочерью Уной

Летом 1925-го Казимир встретил Наталью Манченко, которая была младше него на 23 года. И по прошествии двух лет они с Натальей официально расписались. За восемь лет совместной жизни Наталья познала не только любовь, но и бедность, знаменитость, успех ,арест и страшную болезнь Казимира.

Казимир с Натальей Манченко
Казимир с Натальей Манченко

Мастер эпатажа.

Весной 1916 года художник Владимир Татлин устроил в Москве выставку «Магазин». Конструктивист Татлин был непримиримым критиком Малевича и его теорий. Выставлять в «Магазине» супрематические работы он запретил. Казимир Северинович уступать не любил, он решил, что сам станет экспонатом.

На выставку он пришел с написанными на лбу числами «0,1», на спине у него был рукописный плакат: «Я Апостол новых понятий в искусстве и ХИРУРГ РАЗУМА сел на троне гордости творчества и АКАДЕМИЮ объявляю конюшней мещан».

Малевич обладал недюжинной физической силой. Он вставал засветло, растапливал печь, отправлялся на обязательную утреннюю прогулку. Он, вообще, много ходил пешком, жонглировал пудовыми гирями. Малевич был не робкого десятка.

-13

Ложки в петлице.

В феврале 1914 года Малевич участвует в эпатажной «футуристической демонстрации», во время которой художники прогуливались по Кузнецкому мосту с деревянными хохломскими ложками в петлицах пальто. Сам Малевич впоследствии не раз еще красовался с подобным аксессуаром.

-14

Триумф квадрата.

Казимир Малевич изобретает новое направление в искусстве – супрематизм, которое характеризовалось отказом от фигуративной живописи. Теперь все важнейшие понятия могли быть выражены с помощью сочетаний простых фигур: квадрата, круга, креста, линии и точки. В 1915 году он показывает на выставке «0,10» свой знаменитый «Черный квадрат».

-15

Супрематизм № 56.

За свою жизнь в качестве лица русского авангарда Казимир перепробовал множество стилей живописи: неопримитивизм, символизм, импрессионизм, футуризм, кубизм и это лишь некоторые из них. Тем не менее, ни один из этих стилей по-настоящему не отражал взгляд художника на реальность. Таким образом, он изобрёл своё собственное движение – супрематизм.

Он заложил основы супрематизма в 1915 году, когда опубликовал свой манифест под названием «От кубизма к супрематизму». В своём творчестве художник провозгласил создание пути, который приведёт к новому реализму. Новый реализм, предусмотренный Казимиром, означал беспредметное изображение реальности, свободное от всех ограничений. Прежде всего, супрематизм подчёркивал цвет и форму. Малевич был твёрдо убеждён, что мастер не должен копировать природу, а скорее создавать свои собственные новые миры. Одним из таких миров был его «Супремус 56» (Супрематизм № 56).

-16

Картина является одной из типичных супрематических картин, созданных им. Как таковая, она скрывает несколько секретов. Во-первых, она был набросана карандашом от руки, оставив частично видимыми нижние рисунки. Во-вторых, чёткие края были достигнуты благодаря тому, что художник уверенно направлял свою кисть, ориентируясь на створку шкафа, тем самым создавая как бы окно в уникальный мир, запечатлённый на века.

Супрематические похороны.

Малевич умер в Ленинграде в мае 1935 года. Как завещал художник, его похороны были наполнены супрематической символикой. Малевич по-прежнему считал своим главным произведением «Черный квадрат», поэтому изображение квадрата было повсеместно – на гробу, в зале гражданской панихиды и даже на вагоне поезда, везшего тело художника в Москву. По замыслу Малевича, он должен был лежать в своем супрематическом гробу, раскинув руки, «распластавшись на земле и открываясь небу».

-17

По завещанию художника, его тело положили в супрематический гроб в виде креста, с раскинутыми руками, который он лично спроектировал незадолго до смерти. Гроб был перевезен в Москву на кремацию. Урну с прахом захоронили под любимым дубом художника вблизи деревни Немчиновки. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображением черного квадрата.

Автопортрет Малевича, 1910 г.
Автопортрет Малевича, 1910 г.