Найти тему
Азербайджан - страна огней

Почему горские евреи не уехали из Азербайджана?

В настоящее время по полуофициальным данным численность евреев Азербайджана достигла более, чем 16-ти тысяч человек. Основную массу из них составляют горские евреи, то есть, представители общины местного происхождения. При этом, по сведениям еврейских организаций, указанная цифра может быть выше, как минимум, наполовину. В таком случае сюда должны войти как не практикующие евреи (т.е., не соблюдающие традиции иудаизма), так и люди частично еврейского происхождения.

Памятник Альберту Агарунову, горскому еврею, павшему на Первой Карабахской войне
Памятник Альберту Агарунову, горскому еврею, павшему на Первой Карабахской войне

Почему же они остались в стране, если после распада СССР все дороги для эмиграции были открыты, а в Азербайджане началось стремительное снижение уровня жизни и тяжелая война?

Прежде всего, нужно сказать, что еврейская община Азербайджанской Республики далеко не едина. Ее меньшую, но хорошо образованную и влиятельную часть составляют ашкеназы – германоязычные евреи европейского происхождения. Они приехали сюда, как специалисты либо в эпоху начала промышленной добычи нефти в Российской империи, либо, по тем же причинам, в советское время. Самым известным примером является бакинец Юлий Гусман.

Вторую группу составляют грузинские евреи, которые тоже появились в Азербайджане в царские времена, стремясь воспользоваться экономическим развитием региона. Тогда они трудились на различных неквалифицированных и тяжелых работах, сейчас их довольно немного, порядка 700 человек, и живут эти люди, главным образом, в Баку.

Горские евреи составляют в стране абсолютное большинство, от 80 % до 90 % процентов еврейского населения. Это потомки тех иранских (скорее, вавилонских) евреев, которые были поселены здесь на закате эпохи античности, когда персидская империя Сасанидов ненадолго завоевала Кавказ.

-2

Со временем они обособились от остального еврейского мира, заимствовали у горцев многие обычаи и особый кавказский менталитет. Поскольку изначально они занимались торговлей, их главным национальным центром стала область к югу от горного хребта, неподалеку от Большого Кавказского прохода.

Это был главный маршрут на пути из Восточной Европы в Западную Азию, который привлекал как купцов, так и всевозможных завоевателей. Позднее отсюда часть горных евреев переселилась в Дербент и его окрестности, а затем основала небольшие общины в Дагестане, да и по всему Северному Кавказу. Но это было уже в эпоху Российской империи.

Итак, почему же они не уехали?

Три главные причины: консервативность горских евреев и их сильная привязанность к своим корням, исторически хорошее к ним отношение и рост экономики Азербайджана. Если о первом говорить подробно, то представители этой диаспоры такие же раввинисты-талмудисты, как и абсолютное большинство иудеев по всему миру. Однако, географическая изоляция привела к тому, что их раввины долго не получали высшего духовного образования, да и вообще, община жила сама по себе.

Это стало причиной принятия ими кавказской идентичности, а любой горец сильно привязан к своим корням. Такие понятия, как родовое село, могилы отцов и дедов для них до сих пор не является пустым звуком. Даже часть тех горских евреев, что уехали из-за падения уровня жизни или войны, через некоторое время вернулись, поскольку Азербайджан – их родина, а Израиль или Россия – нет. Просто потому, что они люди иного менталитета.

Президент в Красной Слободе
Президент в Красной Слободе

Древний поселок Красная Слобода (Qırmızı qəsəbə – Гырмызы Гасаба) в Губинском районе – это единственное место компактного проживания евреев на всем постсоветском пространстве. В канун 9-го ава, иудейского памятного дня, здесь собираются тысячи горских евреев со всего мира, чтобы почтить память своих предков. А многие попросту не захотели уезжать.

Другая причина состоит в том, что в Азербайджане никогда не было исторического антисемитизма. Азербайджанцы, благодаря расположению своей страны, сами всегда были умелыми торговцами и не испытывали комплекса неполноценности насчет коммерческих талантов своих соседей-евреев. Ислам, опять же, призывает уважать людей книги – то бишь, иудеев и христиан.

Когда Российская империя ввела антисемитские законы, местные жители не понимали причин такого недоверия к этому народу, и отношение к евреям все равно осталось на стабильно высоком уровне. Азербайджанцы радуются, когда их еврейские соотечественники достигают высокого положения в бизнесе. Они считают, что эти люди развивают страну, а не пользуются наивностью ее жителей – как думают очень многие к северу от Кавказского хребта.

-4

Ну и, наконец, все дело в экономике. После Карабахской войны и проблем, вызванных распадом СССР, уровень жизни постепенно начал подниматься. И сейчас, не в последнюю очередь благодаря нефти, с точки зрения личного благосостояния азербайджанцы чувствуют себя довольно хорошо. Поэтому и многие евреи не хотят менять шило на мыло, тем более, учитывая, что это их страна.