В настоящее время по полуофициальным данным численность евреев Азербайджана достигла более, чем 16-ти тысяч человек. Основную массу из них составляют горские евреи, то есть, представители общины местного происхождения. При этом, по сведениям еврейских организаций, указанная цифра может быть выше, как минимум, наполовину. В таком случае сюда должны войти как не практикующие евреи (т.е., не соблюдающие традиции иудаизма), так и люди частично еврейского происхождения.
Почему же они остались в стране, если после распада СССР все дороги для эмиграции были открыты, а в Азербайджане началось стремительное снижение уровня жизни и тяжелая война?
Прежде всего, нужно сказать, что еврейская община Азербайджанской Республики далеко не едина. Ее меньшую, но хорошо образованную и влиятельную часть составляют ашкеназы – германоязычные евреи европейского происхождения. Они приехали сюда, как специалисты либо в эпоху начала промышленной добычи нефти в Российской империи, либо, по тем же причинам, в советское время. Самым известным примером является бакинец Юлий Гусман.
Вторую группу составляют грузинские евреи, которые тоже появились в Азербайджане в царские времена, стремясь воспользоваться экономическим развитием региона. Тогда они трудились на различных неквалифицированных и тяжелых работах, сейчас их довольно немного, порядка 700 человек, и живут эти люди, главным образом, в Баку.
Горские евреи составляют в стране абсолютное большинство, от 80 % до 90 % процентов еврейского населения. Это потомки тех иранских (скорее, вавилонских) евреев, которые были поселены здесь на закате эпохи античности, когда персидская империя Сасанидов ненадолго завоевала Кавказ.
Со временем они обособились от остального еврейского мира, заимствовали у горцев многие обычаи и особый кавказский менталитет. Поскольку изначально они занимались торговлей, их главным национальным центром стала область к югу от горного хребта, неподалеку от Большого Кавказского прохода.
Это был главный маршрут на пути из Восточной Европы в Западную Азию, который привлекал как купцов, так и всевозможных завоевателей. Позднее отсюда часть горных евреев переселилась в Дербент и его окрестности, а затем основала небольшие общины в Дагестане, да и по всему Северному Кавказу. Но это было уже в эпоху Российской империи.
Итак, почему же они не уехали?
Три главные причины: консервативность горских евреев и их сильная привязанность к своим корням, исторически хорошее к ним отношение и рост экономики Азербайджана. Если о первом говорить подробно, то представители этой диаспоры такие же раввинисты-талмудисты, как и абсолютное большинство иудеев по всему миру. Однако, географическая изоляция привела к тому, что их раввины долго не получали высшего духовного образования, да и вообще, община жила сама по себе.
Это стало причиной принятия ими кавказской идентичности, а любой горец сильно привязан к своим корням. Такие понятия, как родовое село, могилы отцов и дедов для них до сих пор не является пустым звуком. Даже часть тех горских евреев, что уехали из-за падения уровня жизни или войны, через некоторое время вернулись, поскольку Азербайджан – их родина, а Израиль или Россия – нет. Просто потому, что они люди иного менталитета.
Древний поселок Красная Слобода (Qırmızı qəsəbə – Гырмызы Гасаба) в Губинском районе – это единственное место компактного проживания евреев на всем постсоветском пространстве. В канун 9-го ава, иудейского памятного дня, здесь собираются тысячи горских евреев со всего мира, чтобы почтить память своих предков. А многие попросту не захотели уезжать.
Другая причина состоит в том, что в Азербайджане никогда не было исторического антисемитизма. Азербайджанцы, благодаря расположению своей страны, сами всегда были умелыми торговцами и не испытывали комплекса неполноценности насчет коммерческих талантов своих соседей-евреев. Ислам, опять же, призывает уважать людей книги – то бишь, иудеев и христиан.
Когда Российская империя ввела антисемитские законы, местные жители не понимали причин такого недоверия к этому народу, и отношение к евреям все равно осталось на стабильно высоком уровне. Азербайджанцы радуются, когда их еврейские соотечественники достигают высокого положения в бизнесе. Они считают, что эти люди развивают страну, а не пользуются наивностью ее жителей – как думают очень многие к северу от Кавказского хребта.
Ну и, наконец, все дело в экономике. После Карабахской войны и проблем, вызванных распадом СССР, уровень жизни постепенно начал подниматься. И сейчас, не в последнюю очередь благодаря нефти, с точки зрения личного благосостояния азербайджанцы чувствуют себя довольно хорошо. Поэтому и многие евреи не хотят менять шило на мыло, тем более, учитывая, что это их страна.