Найти в Дзене
Изнанка образования

"Оплата труда педагогов должна стать более справедливой" - предвыборный популизм?

Оглавление

За одну и ту же работу учителя в стране получают по разным регионам разную зарплату.

Например, в Кемеровской области учителя получают примерно в 2-3 раза меньше, чем в Москве. В Алтайском крае - в 4-5 раз меньше. При том, что районные коэффициенты в сибирских регионах выше. Пишу об этих регионах, потому что в одном из них живу, а в другом часто бываю и знаю, как там обстоят дела.

Разница в зарплатах - в несколько раз, несмотря на то что цены в магазинах примерно одинаковые, а оплата за коммунальные услуги в Сибири выше (по итогу года - примерно вдвое).

Так же странно, что по регионам разные доплаты за классное руководство. Например, Краснодарский край плюсом к "президентским" 5000 рублей добавляет ещё 4000 за счёт региона. А Алтайский край - ничего не добавляет. В Москве за руководство классом 25 человек учитель получает 17,5 тысяч рублей. В Барнауле - в лучшем случае 7,5 тысяч (5000 "президентских" плюс школьная доплата). Понимаю учителей, которые из регионов с низкими зарплатами стремятся переехать в регионы, где за ту же работу платят намного больше.

Помнится, ещё Ольга Васильева, в бытность министром просвещения, сказала, что нужно устранить несправедливый перекос в зарплатах учителей по регионам.

Однако это было сказано всего один раз и почти шёпотом, и вскоре Васильева покинула министерский пост.

И вот теперь сам Президент сказал следующее (цитата):

Тем не менее проблемы в отрасли всё еще остаются. Среди них — оплата труда педагогов, которая должна стать более справедливой. Особенно следует поднять зарплаты учителям в тех регионах, где они существенно ниже, чем в среднем по стране, иначе это приведет к разрывам в качестве обучения и дефициту кадров.

И далее:

Ну понятно, меньше платят, люди оттуда переезжают, качество преподавания в конечном итоге страдает. Всё это нарушает ключевой принцип — равенство образовательных возможностей для наших детей. Я прошу правительство предложить системные решения проблемы оплаты труда учителя. Здесь разные подходы есть, я сейчас не буду вдаваться в детали.

Системные решения

Но вот в системные решения стоило бы углубиться. И опять повторю: не надо изобретать велосипед. Он уже изобретён. Прекрасное решение предложил профессор, математик Алексей Савватеев:

5 МРОТ за ставку в 18 часов.

При такой оплате за ставку все разговоры о престиже работы учителя угаснут сами собой. Не нужны станут, всё будет в абсолютном порядке с престижем. И тогда уже у педагогов не будет права сказать "Да как платят, так и работаем!" Тогда с учителей можно с полным правом спрашивать за качество работы.

Если честно, 5 МРОТ, мне кажется, даже слишком смело. 2-3 МРОТ за ставку уже было бы превосходно.

Порадовало, что Президент особо на заседании Госсовета обратил внимание на губернаторов, в чьих регионах наиболее низкие учительские зарплаты. Думаю, этим губернаторам придётся как-то выкручиваться и поднимать оплаты за ставку.

Единственное, что настораживает: все эти разговоры начались одновременно с началом предвыборной кампании. Не окажутся ли они традиционным популистским ходом, как уже бывало?

Я помню много выборов. И перед каждыми обязательно муссировалась тема учительских зарплат. Но так вышло, что вопрос положительно решался только для некоторых регионов. Посмотрим, что нас ждёт в 2024 году.

Кстати, в последние месяцы я очень внимательно слежу за тем, что делает и говорит Алексей Савватеев. Говорит - как есть, без реверансов и боязни кому-то не понравиться.

Что думаете? Будут ли какие-то подвижки в деле "справедливизации" зарплат? Или так и останутся предвыборным бла-бла-бла?

Всем терпения и оптимизма! Заходите, будем вместе рассматривать изнанку образования.