Найти тему

Влияние Безопасной Привязанности младенца по Дж. Боулби на его психическое здоровье в будущем

Многие из читателей, наверняка уже знакомы с Теорией Привязанности по Джону Боулби, установление которой происходит у младенца с ухаживающим за ним лицом в возрасте от 6 до 12 месяцев и подвергается трансформациям и реинтеграциям в дальнейшем с последующими завершениями развития.

Джон Боулби и его коллега Мэри Эйнсворт предположили, что привязанность держит младенца в тесной близости к одному или к нескольким главным ухаживающим лицам через дополнительных воспитателей и через поведение самого младенца, у которого с рождения отмечается особое, присущее только ему характерное поведение, которое, в свою очередь, активизирует поведение ухаживающего за ним лица, отвечающего на потребности младенца в своей чувствительной и присущей только ему манере.

Этим лицом может быть и мама, и бабушка, и няня, которая проводит с ребенком большее количество времени. Через взаимодействие и взаимоотношения младенца с близким ему человеком и рождается субъективное чувство безопасности в самом младенце.

Сначала подобное поведение ребенка не направлено на какого то конкретного человека, но со временем младенец начинает различать ухаживающих за ним людей и привязывается к одному или к нескольким лицам.

М.Эйнсворт с коллегами еще в 1978 году провела исследование, в котором наблюдались матери и их младенцы: в течении 20 минут младенцу создавали условия, с постепенным возрастанием степени стрессового воздействия. Апогеем этой стрессовой для младенца ситуации было то что его оставляли одного. Все наблюдение фиксировалось на видео камеру.

В результате этого исследования М.Эйсворт и коллеги пришли к выводу: реакции младенца на отделение от матери и воссоединение с ней определяются восприятием и ожиданием младенца матери, которые, в свою очередь, обеспечивают ему чувство безопасности и доверия.

Таким образом было выделено несколько видов привязанности ребенка:

Младенцы, развившие Безопасную Привязанность, после разлуки с матерями, воспринимали их положительно, активно искали с ними близости, общения. Если они были расстроены, то с готовностью принимали успокоение и не проявляли негативного поведения по отношению к своим матерям.

Те младенцы, которые развили Избегающую Привязанность, стрессовые реакции на расставание с матерью не были сильными, но при встрече с ними дети избегали своих матерей, отворачивались, глядели в сторону, игнорировали их. Они общались с матерями практически так же как и с незнакомыми им ранее людьми.

Матери этих младенцев были нечувствительны к нуждам младенцев, избегали с ними физического контакта, были очень вторгающимися и навязывающимися во взаимодействии. Взаимодействия так же характеризовались скрытой враждебностью.

Амбивалентную - сопротивляющуюся привязанность демонстрировали младенцы, которые проявляли высокий уровень дистреса на сепарацию даже когда их матери были рядом. При встрече с матерями эти младенцы оказывали гневное сопротивление, проявляли амбивалентность. И искали близости с матерями и отталкивали их в то же время. Их матери, в свою очередь, реагировали непоследовательно и взаимодействовали в активно избегающей манере.

Немного позже М.Мэйн и Д.Вестон описали первые три вида привязанности  как "последовательные стратегии для "ощущения безопасности" и регулирования своего бедствия"(1982). Они сделали обзор большого числа случаев, которые не были ранее классифицированы или не подходили по критериям к этим трем видам привязанности. И выделили свой критерий для небезопасной привязанности и назвали ее Дезорганизованной (дезориентированной) Привязанностью.

Младенцы, развившие подобную привязанность, проявляли разнообразные типы противоречивого поведения: изначально стремились к близости, но затем избегали ее или приближались к матери, но с отвернутой головой. На лицах этих детей косвенно выражался страх и горе. Они могли выглядеть ошеломленными и дезориентированными, озабоченными.

Изучающие привязанность психологи пришли к выводу, что качество привязанности зависит от качества заботы, которую получил младенец.

Сама М.Эйнсворт, проводившая данное исследование, подтверждала что матери младенцев, развивших безопасную привязанность более чувствительны, доступны и отзывчивы. Эти матери более охотно взаимодействовали со своими детьми в течение первого года жизни по сравнению с теми матерями, чьи дети развили небезопасную привязанность.

Проводились в дальнейшем исследования и наблюдения за детьми, подвергшихся плохому обращению и злоупотребленияю. Эти исследования показали, что дети, которые подвергались пренебрежению, физическому насилию не развивали безопасную привязанность.

В результате всех этих наблюдений за матерями их младенцами психологи и психиатры пришли к выводу: развитие у младенца небезопасной привязанности - фактор риска для возникновения психопаталогических расстройств в более старшем возрасте таких как: нарушения познавательной деятельности, социального функционирования, низкая самооценка, расстройства взаимоотношений.

Литература:

1. Боулби Дж. Привязанность. — М.: Гардарики, 2003. — 480 с.

2. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка. — М.: Смысл, 2003. — 152 с.

3. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических ВУЗОВ/Под редакцией Н.К.Асановой. М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. - 512 с.

Автор статьи: Психоаналитический психотерапевт Шиманская Светлана Евгеньевна. г. Минск

При копировании материала ссылка на источник обязательна:

Влияние Безопасной Привязанности младенца по Дж. Боулби на его психическое здоровье в будущем