Москва - город контрастов. И многие московские районы когда-то были деревнями, ибо Москва всегда росла, растет и сейчас, прирастает новыми районами. Ну вот и очередной пример, "Новая Москва".
Но сегодня я хочу поговорить об усадьбе Нарышкиных в Филях. Почему именно о ней? Да, наверное, навеяло - я как раз разбирала фотографии, сделанные в далеком 2014 году. И посмотрела на современные фото усадьбы - день и ночь.
Вот так выглядела усадьба в те самые дни. И тогда мне стало интересно - почему? Вроде как есть владелец, некая инофирма, зарегистрированная на Виргинских островах. Ведь это памятник культуры. Печально? Увы, но это судьба многих наших исторических мест и усадеб. Неполный перечень: усадьба Альбрехтов, разобранная на кирпичики дачниками, усадьба Врангелей - это Лен область. Усадьба Быково и тд. Но о всех этих местах у меня будут далее публикации. И попробуем ответит ь на вопрос - почему так происходит??
Вернемся же в Фили, к Нарышкиным и их усадьбе, где бывали многие деятели культуры и искусства: и Лермонтов, и Екатерина 2, и прусский король Фридрих-Вильгельм IIIи Герцен, и Огарев, Саврасов (сравните с тем, что видите в ФИлях сейчас) и даже Рерих.
О пребывании Лермонтова ходит легенда, что он, будучи 16-летним юнцом, влюбился в 14-летнюю девочку. Она не ответила взаимностью, на что будущий поэт сказал: «И чёрт меня угораздил родиться в этой России!»
Легенда-то не совсем правдивая и верная. Да, у поэта был прескверный характер и все помнят: "прощай, немытая Россия", но та фраза не его. Это другой поэт писал своей супруге Наталье Николаевне Пушкиной (урожденной Гончаровой), но фраза, вырванная из контекста не имеет права существовать. В том письме ( 18 мая 1836 г. Из Москвы в Петербург) поэт пишет свое мнение про последние петербургские новости. И что особо интересно и актуально сейчас, ругает молодых людей, кто получив плевок, вытрет батистовым платочком, дабы не вышло конфуза и не помешало карьере.
Но я опять отвлеклась от истории усадьбы. Выше там фотогорафия, скачанная с интернета, старинный вид усадьбы. То, как это было в начале прошлого века.
Итак, изначально, по данным писцовой книги 1628 г, усадьба принадлежала Мстиславским, последней владелицей была монахиня Ирина Ивановна. после ее смерти, земля перешла в Дворцовое ведомство. Алексей Михайлович тут охотился, это были его угодья и потом он передает места в дар своему тестю, после смерти которого в 1668 году, опять возвращается в Дворцовое ведомство.
Уже в 17 веке усадьба принадлежала Нарышкиным, родным братьям матери Петра 1 -Натальи Кирилловны Нарышкиной. Сначала местность принадлежала Мартимьяну, но после его смерти в 1697 году в возрасте 32 лет, места перешли к брату, Льву Кирилловичу, который по воспоминаниям современников не был умным человеком, а также был не воздержан от потребления алкогольных напитков. У Мартимьяна была дочь, она впоследствии стала женой князя Василия Голицина.
В память о Мартимьяне остался храм Троицы живоначальной, построенной в стиле "нарышкинского барокко".
Лев, в отличии от брата, оставил наследников и его род просуществовал до начала прошлого века. Самым знаменитым стал Александр Нарышкин, который возглавил Морскую Академию, а до этого он изучал морское дело в Западной Европе. Он и наследует усадьбу после отца.
Итак, Нарышкины почти сразу после получения земель начинают строительство и В 1690 году тут появляется дом, разбивается сад, появляется храм. Полностью ансамбль усадьбы сложился в 18 веке, тогда появился дом в том виде, как мы его видим сейчас, лестница вниз к реке и нижнему парку, великолепный бельведер с открытой террасой, где можно любоваться великолепными пейзажами Москва-реки.
Был построен храм в стиле барокко, но впоследствии он был перестроен новым владельцем.
Сыновья Александра Нарышкина делят усадьбу на ФИли и Кунцево. Во время отечественной войны здание сгорело и было заново отстроено. Заодно, были внесены изменения и в парк, парк стал более сложно устроен, с диагональными направлениями, пересечением линий. Был разбит яблоневый сад, посажены дубы. Появились многочисленные скульптуры, не только в парке, но ив в доме.
А в 1865 году усадьбу продают купцу Козьме Солдатенкову. Старообрядец. Павел Григорьевич Шелапутин
Надо сказать, что Козьма Солдатенков личность весьма интересная, так как он с конца 1840-х годов начал собирать картины русских художников, в 1866 учредил Солдатенковскую богадельню(задние сохранилось, адрес: Мещанская 15). И за щедрое покровительство миру искусства получил прозвище «Козьма Медичи». В его честь и назван парк. Скончался в 1901 году, похоронен на Рогожском кладбище. Собранные книги и картины по завещанию были переданы в Румянцевский музей, а потом распределены между Третьяковской галерей и Русским музеем.
Рядом с усадьбой есть храм, который построен в неовизантийском стиле в начале 20 века. Невысокий, но он сразу обращает на себя внимание.
Этот храм построен на месте обветшалой постройки, можно сказать, что фактически уцелел только фундамент, на средства Надежды Солдатенковой, вдовы Василия, который бла племянником Козьмы. Архитектор - Сергей Соловьев -достаточно известный архитектор, член Императорской Академии Художеств. По проекту, отдельно стоящая колокольня в виде большого столба.
Постройка начата в 1911 году и завершена в 1913 .
Так как детей у Козьмы не было, усадьба перешла к наследникам из столицы, кто распродал земли дачникам. Второй владелец, Шелапунин, также в начале 20 века распродал свои земли. Северная часть была в итоге продана в 1916 году Правлению Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода для устройства автомобильно-авиационного завода.
Считается, что именно в это время были утрачены скульптуры, засыпаны пруды и многие другие переделки.
Увы, в советское время у усадьбы была печальная история. Здание несколько раз горело: 1974, в 2014, после последнего пожара остались только стены.
К сожалению, флигели, коих 2 симметрично расположенных, тоже в весьма печальном состоянии. И радует только одно, с тех пор как я уехала из Москвы, на здание обратили внимание и активно занялись восстановлением.