Начав писать данную статью, я понимал и понимаю, что хейтеров будет не мало, однако уверен, что такой расклад развитий событий допускают многие.
Заголовок статьи не для пиара, а для создания «почвы для раздумья».
Маркетплейс – это торговая площадка, на которой продаются товары или услуги других компаний. Маркетплейс похож на большой онлайн-рынок, который позволяет продавцам и покупателям проще найти друг друга. С английского языка «Market place» так и переводится: «торговая площадка» или «место на рынке».
Отличительные особенности маркетплейсов – это широкий ассортимент товаров, авторизация пользователя и поставщика, личный кабинет покупателя и продавца, различные варианты оплаты и доставки, программы лояльности.
По большому счету, Маркетплейс – это рынок, следовательно, функции рынка должны быть соблюдены.
В случае если принципы рынка не соблюдаются, то, рано или поздно, рынок теряет свою эффективность.
В данной статье я описываю функции рынка, далее выявляю фактические дисбалансы между маркетплейсом и рынком – основным механизмом капиталистического строя.
Сущность рынка реализуется через его функции.
К основным функциями рынка в экономической теории относятся:
- информационная;
- регулирующая;
- посредническая;
- стимулирующая;
- ценообразующая;
- контролирующая.
Посредством функций рынок раскрывает множество преимуществ своего существования, доказывая, что модель рыночной экономики является наиболее успешной.
В менеджменте к функциям рынка добавляется еще и коммуникативная функция.
Суть коммуникативной функции рынка состоит в том, что рынок при помощи таких компонентов рыночного механизма, как потребности, интересы, спрос и предложение:
- обеспечивает прямые и обратные взаимосвязи между производством и потреблением;
- согласует экономические интересы хозяйствующих субъектов — производителей-продавцов и потребителей-покупателей, владельцев свободных денежных средств и лиц, нуждающихся в этих средствах, работников и работодателей;
- приводит в соответствие объем и структуру производства с объемом и структурой платежеспособного спроса;
- обеспечивает обмен результатами деятельности хозяйствующих субъектов в условиях глубокого общественного разделения труда;
- определяет взаимовыгодность технологических и экономических связей между участниками общественного производства, удовлетворение их потребностей в различных видах благ.
Я предпочитаю рассматривать рынок как механизм для достижения МИРА между покупателем и производителем, и именно с помощью коммуникативной функции рынок помогает участникам рынка дойти до желанного МИРА.
Но в последние годы (особенно после пандемии) на маркетплейсах наблюдается тенденция «ущемления прав производителей», за счет чего потребители повышают свою лояльность не к брендам и производителям, а именно к маркетплейсам.
НЕРАВНЫЙ МИР - НАЧАЛО НОВОЙ ВОЙНЫ
Основные недостатки маркетплейсов для производителей:
- Высокая конкуренция. Продавцам на маркетплейсах сложно выделиться среди множества аналогичных товаров. Чтобы быть в топе выдачи приходится постоянно снижать цены.
- Зависимость от платформы. Продавцы зависят от правил и условий, которые установлены маркетплейсом. Всегда существует риск, что платформа изменит эти правила и предпринимателю придется приспосабливаться к новым.
- Комиссии. Маркетплейсы берут комиссии с продаж, что может уменьшить доходы продавцов.
- Сложность развития бренда. Покупатели в маркетплейсах часто не вникают, у какого именно продавца они купили товар, поэтому развивать свой бренд в таких условиях будет сложно.
- Риск блокировки. Маркетплейс может заблокировать продавца, если тот нарушает правила торговли на платформе или некачественно выполняет заказы.
- Отсутствие прямой связи с клиентами. Маркетплейсы скрывают данные покупателей от продавцов, поэтому не получится сформировать базу лояльных клиентов, чтобы делать рассылку и напоминать о себе покупателю.
Недостатки маркетплейсов для клиентов:
- Качество товаров. В большом потоке товаров на маркетплейсах могут присутствовать подделки и товары низкого качества. На маркетплейсе, как и на рынке, нужно внимательно изучать характеристики товаров и придирчиво сравнивать их с аналогами.
- Поддержка клиентов. Небольшие интернет-магазины зачастую могут оказать пользователям более компетентную поддержку в своей узкой товарной нише.
Но самый главный недостаток маркетплейсов как для покупателей, так и для производителей заключается в том, что коммуникационная система между основными участниками рынка нарушена.
Спрос на рынке не формируется напрямую, а появляется квази-спрос, когда производители принудительно начинает производить то, что продается на маркетплейсе, а покупатель останавливает свой выбор исключительно на том, что есть на маркетплейсе.
Маркетплейсы - останавливают прогресс, общество идет на массовое потребление, прогресс останавливается ….
Продолжение следует …