Найти тему
Арсен Манукян

ПОЧЕМУ У МАРКЕТПЛЕЙСОВ НЕТ БУДУЩЕГО

Оглавление

Фото из открытых источников интернета
Фото из открытых источников интернета

Начав писать данную статью, я понимал и понимаю, что хейтеров будет не мало, однако уверен, что такой расклад развитий событий допускают многие. 

Заголовок статьи не для пиара, а для создания «почвы для раздумья»

Маркетплейс – это торговая площадка, на которой продаются товары или услуги других компаний. Маркетплейс похож на большой онлайн-рынок, который позволяет продавцам и покупателям проще найти друг друга. С английского языка «Market place» так и переводится: «торговая площадка» или «место на рынке». 
Отличительные особенности маркетплейсов – это широкий ассортимент товаров, авторизация пользователя и поставщика, личный кабинет покупателя и продавца, различные варианты оплаты и доставки, программы лояльности.

По большому счету, Маркетплейс – это рынок, следовательно, функции рынка должны быть соблюдены. 

В случае если принципы рынка не соблюдаются, то, рано или поздно, рынок теряет свою эффективность. 

В данной статье я описываю функции рынка, далее выявляю фактические дисбалансы между маркетплейсом и рынком – основным механизмом капиталистического строя.  

Сущность рынка реализуется через его функции. 

К основным функциями рынка в экономической теории относятся:

  • информационная;
  • регулирующая;
  • посредническая; 
  • стимулирующая; 
  • ценообразующая; 
  • контролирующая.

Посредством функций рынок раскрывает множество преимуществ своего существования, доказывая, что модель рыночной экономики является наиболее успешной.

В менеджменте к функциям рынка добавляется еще и коммуникативная функция. 

Суть коммуникативной функции рынка состоит в том, что рынок при помощи таких компонентов рыночного механизма, как потребности, интересы, спрос и предложение:

  • обеспечивает прямые и обратные взаимосвязи между производством и потреблением;
  • согласует экономические интересы хозяйствующих субъектов — производителей-продавцов и потребителей-покупателей, владельцев свободных денежных средств и лиц, нуждающихся в этих средствах, работников и работодателей;
  • приводит в соответствие объем и структуру производства с объемом и структурой платежеспособного спроса;
  • обеспечивает обмен результатами деятельности хозяйствующих субъектов в условиях глубокого общественного разделения труда;
  • определяет взаимовыгодность технологических и экономических связей между участниками общественного производства, удовлетворение их потребностей в различных видах благ.

Я предпочитаю рассматривать рынок как механизм для достижения МИРА между покупателем и производителем, и именно с помощью коммуникативной функции рынок помогает участникам рынка дойти до желанного МИРА. 

Но в последние годы (особенно после пандемии) на маркетплейсах наблюдается тенденция «ущемления прав производителей», за счет чего потребители повышают свою лояльность не к брендам и производителям, а именно к маркетплейсам. 

Фото из открытых источников интернета
Фото из открытых источников интернета

НЕРАВНЫЙ МИР - НАЧАЛО НОВОЙ ВОЙНЫ

Основные недостатки маркетплейсов для производителей

  1. Высокая конкуренция. Продавцам на маркетплейсах сложно выделиться среди множества аналогичных товаров. Чтобы быть в топе выдачи приходится постоянно снижать цены.
  2. Зависимость от платформы. Продавцы зависят от правил и условий, которые установлены маркетплейсом. Всегда существует риск, что платформа изменит эти правила и предпринимателю придется приспосабливаться к новым.
  3. Комиссии. Маркетплейсы берут комиссии с продаж, что может уменьшить доходы продавцов.
  4. Сложность развития бренда. Покупатели в маркетплейсах часто не вникают, у какого именно продавца они купили товар, поэтому развивать свой бренд в таких условиях будет сложно.
  5. Риск блокировки. Маркетплейс может заблокировать продавца, если тот нарушает правила торговли на платформе или некачественно выполняет заказы. 
  6. Отсутствие прямой связи с клиентами. Маркетплейсы скрывают данные покупателей от продавцов, поэтому не получится сформировать базу лояльных клиентов, чтобы делать рассылку и напоминать о себе покупателю.

Недостатки маркетплейсов для клиентов

  1. Качество товаров. В большом потоке товаров на маркетплейсах могут присутствовать подделки и товары низкого качества. На маркетплейсе, как и на рынке, нужно внимательно изучать характеристики товаров и придирчиво сравнивать их с аналогами. 
  2. Поддержка клиентов. Небольшие интернет-магазины зачастую могут оказать пользователям более компетентную поддержку в своей узкой товарной нише.

Но самый главный недостаток маркетплейсов как для покупателей, так и для производителей заключается в том, что коммуникационная система между основными участниками рынка нарушена. 

Спрос на рынке не формируется напрямую, а появляется квази-спрос, когда производители принудительно начинает производить то, что продается на маркетплейсе, а покупатель останавливает свой выбор исключительно на том, что есть на маркетплейсе. 

Маркетплейсы - останавливают прогресс, общество идет на массовое потребление, прогресс останавливается …. 

Продолжение следует …