Приветствую Вас мои дорогие читатели. Присаживайтесь поудобнее, заваривайте себе кружечку чая и заготавливайте обязательно под рукой огнетушитель) Возможно, кому-то не понравятся мои высказывания, и пятая точка вспыхнет, будет лучше, если рядом окажется то, что способно потушить неконтролируемый очаг)))
Я хочу быть с вами откровенным, поэтому говорю то, как сам чувствую. Всегда призываю вас высказывать и свою точку зрения в комментариях, если где-то вы со мной не согласны.
Ну что же… Поехали! Сегодня поговорим о таком замечательном произведении Дмитрия Глуховского, как «Метро 2033», первый роман писателя, который, как по мне, весьма хороший. Не случайно именно он породил: книжный проект - «Вселенная Метро 2033», который развивают как начинающие, так и профессиональные авторы из стран СНГ, Украины, Великобритании, Италии, Польши и Франции; серию одноименных компьютерных игр.
Стоит отметить, что и сам автор впоследствии написал еще две книги: «Метро 2034» (2009 год), которая была выверенным коммерческим проектом, писатель пытался охватить все возрастные группы мальчиков и девочек; «Метро 2035» (2015 год), - но уже такого пробивного успеха, как у первой части, произведения не увидели.
«Метро 2033» задумывалась Дмитрием еще в школе, уже тогда он грезил идеей погрузить своих героев в московское метро и сплести вокруг них тонкую нить сюжета, которая бы заполонила собой все пространство сырых и мрачных тоннелей.
Спустя еще время, уже в университете, студент-Глуховский начал потихоньку писать книгу.
На старте издатели не приняли рукописи, встретили роман холодно, считая, что концовка слишком мрачная, т.к. в первой версии книги главный герой - Артем умирал от шальной пули без какого-либо смысла на второстепенной станции.
Дмитрий, недолго думая, пошел в интернет, на тот момент он только начинал зарождаться в России, подыскал себе пригодный сервис и стал по главе бесплатно публиковать «книженцию», сопровождая ее атмосферной музыкой.
Его удивлению не было предела, когда проект стал обрастать значительной группой единомышленников, все хотели поскорее узнать, что же будет дальше с Артемом и с обитателями метро.
Такой успех молодого автора заставил поверить в него и издателей, но при одном условии, что Дмитрий Глуховский перепишет концовку и дополнит книгу. Автор согласился, и в 2005 году свет увидело уже то творение, которое и сейчас все могут приобрести в книжных магазинах.
«Метро 2033» - это произведение о совершенно обычном, абсолютно ничем не выделяющемся парне, который оказался заложником кровожадного мира, низвергнутого под землю, в метро, без права вернуться обратно на поверхность. Всемирная катастрофа произошла из-за конфликта между государственными элитами, которые предпочли выбрать ядерные ракеты, а не стол переговоров.
И вот человечество влачит жалкое существование, питаясь крысами, плесенью, грибами, очистками, копошась в грязи и сырости тоннелей метро, каждый день борясь за свое право существовать в новых реалиях. Поверхность кишит новыми мутировавшими под действием радиации существами, которые намного лучше приспособлены для жизни на земле, чем человек.
Мы больше не венцы творения Создателя, а лишь жалкие тараканы, которые смогли не сдохнуть окончательно, отсрочили неизбежное еще на пару сотен лет.
И как вы думаете, может, человечество одумалось? Может, катастрофа послужила горьким уроком? Увы… но нет…
Среди выживших все меньше героев, и все больше подлецов. На каждой станции метро новоиспеченные идеологи, решившие воспользоваться положением, устанавливают свои порядки и закатывают новые войны за умы людей и власть над ними.
Тут вам и капиталистическая «Ганза» (кольцевая линия), и коммунисты Сокольнической линии (Красные), и преданные революции социалисты, которые рассекают по метро на моторизованной дрезине и шугают беспощадный «Четвертый рейх» (Пушкинская, Чеховская, Тверская), и «Червепоклонники», которые поклоняются огромному червяку, основоложнику и создателю всего и вся, по их мнению, и сатанисты, и «Севастопольская империя», и «Изумрудный город» (Университет, Проспект Вернадского, Юго-Западная), и праздно шатающаяся от станции к станции интеллигенция, и даже «Невидимые Наблюдатели» с их золочеными станциями метро, широченными опорами и бронзовыми скульптурами.
В общем, любые организации людей, которые только возможны, на любой идее, основе, человеческом пороке, все есть в постъядерном метро Дмитрия Глуховского.
Из-за этой многогранности, я думаю, это произведение и сыскало такую популярность среди больших масс людей, плюс, конечно же, это такая некая «отечественная историческая солянка», засунутая в тоннели, станции московского метро, а, как мы знаем, подземным видом общественного транспорта пользуются миллионы людей.
И вот на фоне всего этого мракобесия, которое каждый день происходит и в реальной жизни, человечество сталкивается с новой угрозой – «Черные», до этого момента еще невиданные создания, которые способны на расстоянии сводить человека с ума.
Эти диковинные существа лезут со стороны станции «Ботанический сад», прессуя жителей «ВДНХ», приводя их в столбняковый ужас.
Главный герой – Артем, не желающий примиряться с истреблением своей родной станции, получает задание от Хантера и без промедления отправляется в путь по всему метро, чтобы спасти все человечество.
Мне, как читателю, было интересно следить за Артемом, потому что изначально он предстает перед нами обычным пацаном, это не американский типичный герой с двумя Миниганами наперевес, не Гарри Поттер, который без задней мысли, при первом знакомстве с Хагридом (здоровенным, волосатым дядькой, который умеет колдовать и превращать людей в хрюшек, а также голыми руками гнуть стволы двустволок), сразу устремляется за ним и полностью доверяет ему.
Артем чувствует свою вину за оставленный открытым гермозатвор на «Ботаническом саду», его пугает будущее родной станции, и он отправляется вперед.
Подтверждением тому, что он обычный малый, является сцена, когда Хан, некий пророк человечества в метро, пытается провести Артема и за компанию группу людей через опасный тоннель.
Артем не доверяет Хану, он кажется ему каким-то фанатиком, психически нестабильным человеком, и главный герой устремляется идти по перегону, в который следует толпа, т.е. он показывает свою ведомость, показывает, что мнение толпы может иметь над ним власть, тогда как Хан всячески отговаривает Артема, потому что видит там тайную угрозу, совершенно непонятную последнему.
Также на протяжении всего пути следования главного герой Дмитрий Глуховский формирует у нас представление того, как страшно идти по темным тоннелям Артему, его пробирает озноб и всеобъемлющий страх, но при этом он продолжает свой неуверенный и опасный путь. Темнота метро – это живое существо, оно имеет плотность, имеет плоть, способно сводить с ума…
Мне было интересно это произведение тем, что Дмитрий Глуховский демонстрирует нам, как обычный паренек с «ВДНХ» в начале становится героем в глазах людей в конце своего пути, проходит этапы взросления и мужания.
Автор устраивает нам некие качели, сначала он возносит Артема на вершину, но по итогу низвергает в ад, в метро, когда становится понятно, что «Черные» не хотели войны, не хотели убивать, разрывать людей, а желали мира, процветания, благополучия, стремились к развитию цивилизации вместе с человеком рука об руку, хотели сосуществовать на равных правах и свободах. Но Артем трус, он боится и поэтому уничтожает новых разумных добрых существ ракетами.
…Черные были истинным венцом разрушенного мироздания, фениксом, восставшим из пепла человечества. И они обладали разумом – любознательным, живым, но, к несчастью, настолько не похожим на людской, что никакой возможности наладить контакт не было.
«Черные» хотели перенять опыт от людей, т.к. они – это совершенно новый виток эволюции на планете Земля, им требовалось познать планету, понять, что было до них, до их зарождения, но человек эгоистичен по своей природе, «обезьяна» хочет оставаться венцом всего, ее пугает неизвестность.
Артем должен был только протянуть руку навстречу поданной ему ладони – пусть страшной, пусть непривычной, обтянутой лоснящейся черной кожей, но, несомненно, дружеской.
Человек хочет сам познавать окружающий мир, а не когда что-то более эволюционное сваливается на его голову, и получается, что сам «примат» уже находится в позиции объекта познания.
Провалившись во взгляд черного, он вдруг увидел вселенную его глазами. Возрождающаяся новая жизнь, братство и единение сотен и тысяч отдельных разумов, но не растворяющее границы между ними, а сопрягающее мысли всех участвующих сущностей в единое целое…
Человек хочет подчинять и управлять, этим и объясняется все многообразие идеологий, которые начали развиваться в метро в столь суровых условиях, этим и объясняется то, что обитатели метро начали огрызаться на протянутую руку мира, пускай и не такую маленькую, как у человека.
Люди всегда умели убивать лучше, чем любое другое живое существо…
Артем не понимает многого в жизни, весь его мир ограничивается одной, не самой крупной и не самой богатой станцией метро, где он ходил со своим другом Женькой на дежурства в тоннель, травил среди «местных» байки, где работал на грибных фермах и свинофермах, где шалил, когда был маленьким, выбираясь без разрешения взрослых на поверхность, нарушая все установленные правила Сухого, своего отчима и начальника станции.
Артем лишь только догадывался о наличии огромного, обширного подземного мира, но никогда не путешествовал по нему.
Тем интереснее наблюдать за тем, как рушится его «зеленая» пирамида пониманий, что, оказывается, все твои действия имеют еще и последствия, что мотивация поступков у каждого человека своя, и не всегда люди делают какие-либо сложные умозаключения.
Нужно понимать, что эти факты не должны тебя ввергать в негатив, с этим нужно считаться, как с должным, что это есть, и все тут, что большая часть людей готова на то, чтобы отдать свой разум в подчинение другим.
Человек всегда ищет того, кто сможет заполнить его сознание, кто объяснит, как правильно жить, каких взглядов придерживаться. От этих истин Артему очень сложно в начале.
Главного героя печалит, когда он осознает, на какие низкие поступки способны люди, когда находятся в крайности, например, женщина на Маяковской, которая решила за пули (валюта «Вселенной Метро 2033», вместо рубля) поторговать своим маленьким сыном.
- Да в чем смысл такой жизни? Цепляться за нее, терпеть всю эту грязь, унижения, детьми своими торговать, мох жрать, ради чего?..
Потихоньку Артем понимает, что мир не так однобок, каким он кажется по началу каждому человеку, что у него очень сложная структура, что идеи фанатиков не всегда пагубны, если они наполняют человеческое сердце, заставляют думать, что ты не один в этом жестоком и несправедливом мире («Человеку нужен человек» - по главной идее Достоевского, но что делать, если человек опустился и стал хуже маленького бесенка?), что герои, оказывается, не всегда таковыми являются, если копнуть чуть глубже и разобраться в том, что реально они совершили, и какие были по итогу последствия (одному герой, а другому враг), что у каждого человека свое понимание о добре и зле, свое видение дальнейшего развития цивилизации, что кто-то готов бороться за жизнь, как Хантер, а кто-то уже давно опустил руки и устал, как Сухой, но при этом все еще способен стоять на своем посту и крепко держать в руках оружие, при обороне «ВДНХ», когда начальник станции решает не бросать своих людей, прикрывающих отход женщин, детей, стариков и раненых, а сражаться вместе с ними до конца.
С каждым пройденным метром в тоннеле Артем приобретает все большую решимость, если в начале пути он боится ступить шаг в темноте, в темных сырых мрачных катакомбах, то в конце он идет уже без страха и упрека. Его все больше начинают одолевать мысли – правильно ли он поступает или нет, что идет уничтожать загадочных, страшных, но возможно непонятых существ, может, требуется пойти на контакт.
Мне кажется, что это произведение для всех тех, кто думает, что мир состоит только из черных и белых полос. Именно этим людям такая книга будет полезна.
Артем в самом начале движим чувством страха, стыда (за то, что, будучи мальчуганом, открыл гермозатвор на «Ботаническом саду» и так никому и не сообщил, а именно оттуда и лезут «Черные»), поэтому он бросает все и отправляется в путь, главный герой борется не за всех людей, а исключительно за свою станцию, героем он становится тогда, когда встречается с Мельником и посвящает его в послание Хантера, в этот самый момент он мог отказаться от всего и бросить свой путь, свернуть с дорожки.
Мельник (сталкер) до мозга и костей военный, он не оступится, не бросит начатое Артемом.
Артем же мог остаться где угодно, на его пути было огромное количество моментов, когда можно было успокоиться и зажить благополучной жизнью на той же самой станции Белорусской, которая была, как Швейцария, только в метро.
В этот самый момент Артем предстает перед нами уже сформированным юношей, который понимает, что дело нужно доводить до конца, раз он его начал, что на кону стоит не только его станция, но и жизнь, если это можно назвать жизнью, всего человечества.
Продвигаясь от станции к станции, Артем видит, что никому нет дела до чужих бед. Кому нужна станция на отшибе – «ВДНХ»?
В центре метро, в кольце, есть политика, борьба за умы, идеологии, власть, достаток, если хорошо крутиться и забыть о человеческих проявлениях, а там какие-то «Черные» лезут, и мелкая, бедная станция, в которой нет ничего примечательного, у которой нечего взять и, соответственно, нечего защищать.
Артем понимает, что если не он, то никому это и не нужно, каждый думает только о себе, метро раздирают бесконечные войны, интриги, скандалы. Даже находясь на волоске от гибели, человек продолжает вгрызаться в глотку себеподобному. Если ты не начнешь спасать людей, никто это за тебя не сделает, как и всегда – начни с себя.
Никто не готов решать реальные проблемы, гораздо проще засирать людям мозги лозунгами, плакатами, громкими заявлениями, делать вид, что глобальной проблемы не существует. Все, что угодно, лишь бы только не обременяться настоящими вызовами нового шаткого мироустройства.
Тут мы плавно подобрались, пожалуй, к самому главному посылу автора. Если не брать во внимание различные откровения Глуховского, его глубокие мысли, которых, по истине, очень много, то есть 4 точки в произведении, где автор изливает свой крик души. Кому-то это может не нравиться, кому-то наоборот даже очень заходит.
У Дмитрия Глуховского западный взгляд на мир, и если честно, то и я склонен больше мыслить в ту сторону, но и также уважаю позицию людей государственников. Считаю, что все имеют право на свои взгляды. Долгое время и я был на стороне последних, но с годами начинаешь понимать, что сами элиты, которые пожинают плоды трудов миллионов людей, не живут по тем заповедям, которые пропагандируют, а это значит, что и гражданин имеет полное право освободить себя от этих оков. Это мой взгляд, воспринимайте, как хотите. Врать не собираюсь никому.
Итак, 4 точки соприкосновения с автором:
1) Когда происходит стрельба на станции Китай-город (Глава 8), Артем пытается унести свои ноги и встречает больного старика, Михаила Порфирьевича, и не менее больного парня, Ванечку, у которого ДЦП или что-то похожее. Старик подготавливает сознание Артема, дает понять, что мир сложен и несправедлив, что многие лгут, лицемерят. Михаил Порфирьевич восхищается учеными, инженерами и презирает идеологов, если кратко. Идет развенчание важности людей, которые пудрят мозги большей части населения, и наоборот, воспевание человека настоящего дела.
2) Ударная сила обрушивается на мышление Артема, когда он доходит до станции Полянка и встречает двух путников, Сергея Андреевича и Евгения Дмитриевича, которые пускают колечки, покуривая кальян у костра.
Эти два человека выступают для Артема, как пророки, которые раскрывают тайны, они подвергают сомнению религии, понятия, взгляды большинства людей и в качестве вознаграждения озвучивают теорию судьбы, которая пройдет с Артемом все метро:
– Вот я тебе предложу сейчас маленькую теорию, а ты сам посмотри, подходит ли она к твоей жизни. Мне так кажется, что жизнь, конечно, пустая, и смысла в ней в целом нет, и нет судьбы, то есть такой определенной, явной, так чтобы родился – и все, уже знаешь: моя судьба – быть там, космонавтом, или, скажем балериной, или погибнуть во младенчестве, хотя это, конечно, хуже. Нет, не так. Когда живешь сквозь отведенное время… как бы это объяснить… Может случиться, что происходит с тобой какое‑то событие, которое заставляет тебя совершать определенные поступки и принимать определенные решения, причем у тебя есть свободный выбор – хочешь, сделай так, хочешь, этак. Но если ты примешь правильное решение, то дальнейшие вещи, которые с тобой будут происходить – это уже будут не просто случайные, как ты выражаешься, события… Они будут обусловлены тем выбором, который ты сделал. Я не имею ввиду, что, если ты решил жить на Красной Линии до того, как она стала красной, тебе оттуда уже никуда не деться, и вещи с тобой будут происходить соответствующие, я говорю о более тонких материях. Но в‑общем, если ты опять встал на перепутье и опять принял нужное решение, потом перед тобой встанет выбор, который тебе уже не покажется случайным, если ты, конечно, догадаешься и сумеешь осмыслить его. И твоя жизнь перестанет постепенно быть просто набором случайностей, она превратится… в сюжет, что ли, все будет соединено некими логическими, не обязательно прямыми связями, и вот это и будет твоя судьба. На определенной стадии, если ты достаточно далеко зашел по своей стезе, твоя жизнь настолько превращается в сюжет, что с тобой начинают происходить странные, необъяснимые с точки зрения голого рационализма или твоей теории случайных событий вещи. Но зато они будут очень хорошо вписываться в логику сюжетной линии, в которую теперь превратилась твоя жизнь. То есть судьбы просто так не бывает, к ней надо прийти, и, если события в твоей жизни соберутся и начнут выстраиваться в сюжет, тогда тебя может забросить в такие дали… Самое интересное, что сам человек может и не подозревать, что с ним это происходит, или представлять себе происходящее в корне неверно, пытаться систематизировать события в соответствии со своим мировоззрением. Но у судьбы – своя логика.
Стоит заметить, что Артем к этому моменту испытывает кризис, эти слова подбрасывают стопку дров в его тускнеющее сердце.
Как мне кажется, Глуховский хотел подтолкнуть людей к простой мысли – «Перестаньте плыть по течению, начните нести ответственность за свои поступки, перестаньте быть стадом, а действуйте, и тогда ваша жизнь будет не чем-то бессвязным, а наполнится осмысленным сюжетом. Не позволяйте затуманивать вашу голову громкими речами, идеологиями, глупыми учениями, ведь внутри них простая цель – подчинить вас мыслям, идеям и целям совершенно другого человека. Будет обидно, если на старости лет вы вдруг прозреете и поймете, что служили всю свою жизнь лживым речам и идеям. Вы здесь только один раз, поэтому берите себя в руки и занимайтесь своим саморазвитием. Поступайте по своим желаниям».
3) Когда Артем находится в плену у «Червепоклонников» (религиозные фанатики), происходит разговор со жрецом. Мне видится, что сталкивается религия, которая есть здесь и сейчас, и истинная вера, про которую еще Л.Н. Толстой говорит в своих произведениях: «Исповедь», «О жизни», «В чем моя вера?». Еще Л.Н. Толстой говорил, что важно не бить себя пяткой в грудь, свечки ставить, в церковь ходить, а потом оправдывать войны во имя величия государства, на деле величия горстки людей, а важно жить в любви к ближнему.
Вот, что говорит Дмитрий Глуховский устами жреца:
Я сам из верующей семьи, привык к мысли, что он есть. С психологической точки зрения веру анализировать не пытаюсь, потому что не хочу. И вообще, говорит, для меня это не столько вопрос принципиального знания, сколько повседневного поведения. Моя вера не в том, что я искренне убежден в существовании высшей силы, а в том, что я выполняю предписанные заповеди, молюсь на ночь, в церковь хожу.
Мне кажется, тут ключевое – «выполняю предписания заповеди». Вот, что по истине важно, важно по-настоящему. Религия не должна быть одним из рычагов влияния на людей, это уже не религия тогда, а пропагандистская идеология.
Организация людей по миролюбивым заповедям – это то, что действительно важно.
Этот же жрец извергается длинной тирадой про войны, ракеты, ядерные бомбы:
Где вы были, когда мир рушился? Видели ли вы, как это было? Видели ли вы то, что видел я? Небо, сначала плавящееся, а потом затянутое каменными облаками? Кипящие реки и моря, выплевывающие на берег сварившихся заживо созданий, а потом превращающихся в морозное желе? Солнце, пропавшее с небосклона на долгие годы? Дома, в доли секунды обращенные в пыль, и живших в них людей, обращенных в пепел? Человек раскается в том, что в гордыне своей уничтожил все, что было у него ценного! После веков обмана и иллюзий он наконец научится различать зло и добро, правду и ложь!
Артем прошел к этому моменту долгий путь в метро, услышав это, все глупые идеи рассыпались до их мелких, крошечных примитивов. «Золотые мысли, слова», которые еще вчера казались чем-то организующим, определяющим сегодня скатились до обыкновенных, низменных, порочных желаний человека:
Заодно с ними в его сознании рассыпались шелухой и другие верования, с которыми ему пришлось столкнуться за это путешествие.
Капитализм, социализм, демократия, либерализм, коммунизм, консерватизм и прочие новые идеи – все это с потугом выдуманные учения, которые служат тому, чтобы одурачить массы и подчинить их. Решать реальные проблемы никому не надо, надо навязать свою волю, вот, что хочет меньшинство.
Еще Глуховский приходит к одной интересной мысли, что времена меняются, а в головах людей все так же происходит, как и 100, и 500, и тысячу лет назад, все те же процессы, все те же склонности верить в сказки, даже тогда, когда уже было показано историей, что у этих сказок плохой конец.
Перейдем к тому, что мне не нравится в Глуховском. Мое мнение, он слишком предвзят, автор постоянно проходится катком по всем идеям нашего отечества, хотя это можно делать мягче, чтобы не шибко травмировать людей.
Западная идеология в его глазах всегда белая и пушистая, кристальная, чистейшая вода, хотя и они обсираются и еще как обсираются, но вы это никогда не прочитаете в его книгах.
Думающий человек, конечно, сразу видит повесточку во всех его умозаключениях, и отрицать это трудно. Это действительно так.
Я лично придерживаюсь тоже европейских взглядов, но я не закрываю глаза на ужасные поступки западных государств, когда на словах одно, на деле другое.
И все же, я тоже согласен с тем, что никакая идеология не нужна, покажите реальную работу, а не оправдывайте свои обсеры «великими идеями». Эволюционные процессы сделают свое дело, никакой стагнации не будет, не переживайте.
Родиться человеком – это великое чудо, это то, что мы пока не можем объяснить, как так получается, что рождается особь, которая спустя небольшой промежуток времени получает сознание и начинает самостоятельно мыслить и принимать решения, руководствуясь серым веществом в черепной коробке. Человек должен быть во главе всего, он должен быть в центре всего, он должен жить в удовольствие, а вы ставите идею государства, которая изначально создавалась из-за корыстных интересов, вы ставите эту идею выше чуда.
Вернемся к Глуховскому, как я сказал, он всегда предвзят, если это красная линия, то непременно там нет еды, и все только и делают, что выживают да хвалят вождя, периодически маршируя и чистя оружие. Эта его ненависть порой добивает.
Дмитрий Глуховский восхищается Ганзой, восхищается интеллигентами, которые посасывают горячительные или просто считают всех болванами, а себя одними разумными созданиями.
Если послушать интервью Глуховского, то можно заметить, как он любит рассказывать о своем деде, который в центре Москвы принимал у себя на квартире различных иностранцев и тоже обязательно интеллигентов, автор это всегда подчеркивает, что все курили трубки да пили коньячки.
Не знаю откуда у него такое желание возродить интеллигенцию, как-то выделиться, возвыситься. Насколько я знаю, уже даже во Франции его горячо любимой и Америке никто не заикается по поводу интеллигентов, и только Глуховский все продолжает относить себя к какой-то выделенной касте, себя, Акунина и других. По мне это старомодно, пора бы уже остановиться. Нужно перестать насиловать издохшие идеи.
Глуховский сам пишет, что все люди разные, кто-то умнее, кто-то не задается никакими вопросами, а просто идет по течению и слушает идеологов, но зачем же возвышаться? Мне не понятно.
В остальном же он мне очень интересен, его идеи правильны, в агрессивной форме Дмитрий доносит глубокие взгляды на жизнь, государство, веру, идею, автор доказывает нам, что можно жить также, как живет наша элита, это нормальная потребность, что требовать к себе уважения своих прав и свобод – это нормально, мы все равны, и не должно быть так, что кто-то оказался ровнее. За это, лично я, выражаю благодарность Глуховскому, как писателю, что он не боится, а говорит об этом.
Забавно, что уже тогда в 2005 году, Дмитрий смог описать идеологов, руководителей, высокопоставленных офицеров, которые в случае накала обстановки всегда готовы сбежать, потому что у них есть спасительная берлога, где находятся их вывезенные богатства. «Крысы метро» вывозят все на Белорусскую.
Очень занимательна его идея, к которой он приходит ближе к концу повествования, что если человеку и жертвовать во имя других людей, то только принимая на себя этот крест сознательно и добровольно, а не под дулом автомата, не под силой принуждения, что либо ты бросишься под вражеские пулеметы, либо выстрел в спину.
Эти мысли автор изливает, когда Артем задумывается о жертве маленького мальчика Олега, который спас жизни солдат всей военной экспедиции, в том числе и жизнь главного героя.
Автор приходит к выводу, что даже то, что эта смерть была ради продолжения пути Артема, все равно не стоит этого, тот, кто умирает, должен решиться на это сам.
Даже взгляды самого Артема на протяжении всего пути претерпевают изменения, но он задается вопросами сам и сам на них и отвечает, никто его не заставляет думать так или иначе. В этом и кроется свобода выбора, свобода самому решить для себя, что важно, а что нет. Я согласен в этом с автором.
Трагедия, разворачивающаяся в конце, символизирует то, на мой взгляд, что человек привык всегда возвращаться по нескольку раз к одним и тем же главным вопросам. Совершать ужасные ошибки и уходить еще на один виток истории – это наше кредо. Мы любим низвергаться до преисподней, чтобы потом возродиться из пепла.
Я искренне завидую белой завистью будущим поколениям, которые разовьются до того уровня, когда смогут жить между собой в любви, понимании и будут готовы к новым контактам и великим открытиям, открытиям, которые будут во сто крат круче очередной ядерной бомбы, танка, искусственного интеллекта и прочих вещей. И да, я оптимист, все образумится)
В конце приведу примеры просто крутых сравнений автора, не знаю, мне кажется это красивым и оригинальным:
Я отлепляю их от окуляров противогаза и отпускаю – и пакеты, подхваченные ветром, плывут по воздуху дальше, похожие на медуз.
*****
С тех пор на меня один за другим наросли новые слои – будто годовые кольца на дереве.
*****
Он ссутулился и весь скукожился, напоминая тот волшебный яркий шатер удовольствий из моего прошлого не больше, чем раковый больной – себя прежнего.
*****
Сначала я неуверенно озирался по сторонам, сличая полуразложившуюся обезображенную Землю со своими дымчатыми прекрасными воспоминаниями и светлыми снами, будто на опознании тела разбившегося знакомого.
*****
И вдруг боль и страх отступают, растворяются, как кусок сахара в чае.
*****
Не мертвые ракушки домов и не вывороченные кишки улиц. Я созерцал Москву живую, бурлящую, зеленую!
Ну а с Вами был автор канала Записки общества 11-го нумера, высказывал свое мнение. Прочитайте произведение сами - составьте свое.
Подписывайтесь, буду рад лайкам, комментируйте, дискутируйте, и пока-пока)))
Если хотите знать, чем сейчас занимается Дмитрий Глуховский, то переходите по ссылке.
P.S. Сегодня, пожалуй, только ленивый не имеет свой Telegram-канал, я тоже решил не отставать от других блогеров, поэтому завел свое пространство и там.
В Telegram вы можете найти спойлеры на рецензии, которые планируются следующими к публикациям на Дзене, немаловажным является и то, что там я делюсь своими впечатлениями в процессе прочтения той или иной книги или просто рассказываю о грядущих планах, о моем задумываемом романе-антиутопии. Если кому-то интересно, жамкайте, чтобы перейти туда.
Также с недавних пор я есть еще и в Вконтакте (VK), возможно, кому-то будет удобнее отслеживать меня там - жамк.
Выражаю огромную благодарность всем моим подписчикам, да и просто неравнодушным человечкам, которые комментируют мои статьи и дискутируют с другими людьми! Дальше будет только интереснее)