Найти тему
voevodov

Какой доход был у бабушки-сторожа из «Операции ”Ы”», или сколько платил Шурик «за квартиру, за январь»

Оглавление

Что может быть обманчивей кино?

Только собственные ощущения и даже память.  ;))

Плёнка показывает то, что нужно режиссёру; и то, что способен воспринять зритель. Память, живые свидетельства, бытовые наблюдения – настолько изменчивы, что, например, даже очевидцы происшествия через пять минут после дают противоречивые показания. Что уж говорить о кино (!), снятом 60 лет (!!) назад.

И даже если найдётся реальный участник той жизни (а не такой, который зацепил 1960е кусочком своего детства), то ему должно быть по крайней мере лет восемьдесят!

Но – допустим. Нашёлся. И он не только помнит, а и специально для такого случая {прям как Франческо Мельци)))} сохранил корешки квитанций и записи своей бухгалтерской книги. То всё равно такой случай будет представлять лишь отдельный опыт, почти не экстраполируемый на ту, массовую, ушедшую реальность.

Потому безупречной точности ни в статьях, ни в мнениях быть попросту не может. Да и какая точность в интерпретациях? А реальность… Реальность очень разная. Как и толкования её.

Более того. Ни Гайдай, ни даже документалист (или вообще – журналист))) — не то, чтобы не образчик познания всего бытия в абсолютном его отображении; но даже не хроникальный Гомер. Причём все они обвешаны дополнительно к художественной функции ещё и социальной нагрузкой от государства: показать окружающую действительность в нужном, правильном и идеологически верном ключе.

Леонид Иович даже наглядно (и в общем-то хрестоматийно)) показал, как киношная действительность отличается от натуральной.

Вот обычный подъезд. Из реальности.

-2

А вот подъезд киношный. Фантазийный.

-3

То есть, показывается как бы приукрашенная реальность. Оттого нет большого смысла в сравнении цен на экране с ценами в жизни. Особенно – с суммами, фигурировавшими на сером рынке аренды. Здесь сравнивать вообще не с чем!

А потому.

В настоящих статьях создаётся психологическое подобие того мира, который являет кино. Сравнение присутствует, но оно довольно косвенное. Следовательно, в некоторых вопросах мы просто верим экрану.

Итак.

А была ли квартира?

Особый упор сначала хотелось бы сделать на “квартиру”.

Отчего-то присутствует такое мнение, что если студент, то он обязательно бедный и мог бы снимать от силы комнату.

Насчёт бедности тут как посмотреть. Средняя стипендия была 40 рублей. В технических ВУЗах могли спонсировать и покруче (у нас на конструкторско-механическом, к примеру, в месяц было целых 70 рублей). И это обычная стипендия, не повышенная.

А многие ещё и работали. Минимальная зарплата была (насколько удалось сверится с боле-мене внушающими доверие источниками) 70 рублей. И у сторожа, кстати.

Так что у Шурика вполне себе могло выходить, минимум, 110 рублей.

И о квартире. Вроде как века с XIX => подселённого жильца звали квартирантом, независимо от того снимал он всю жилплощадь или всего угол с сундуком.

Но!

Наступило новое время. Миллионы людей жили именно в квартирах, другие миллионы – в коммуналках (но тоже в квартирах)). А язык так работает, что в него входят новые идиомы без учёта старых смыслов или дополняя их вторым значением. Как обращение “старик”, к слову – повсеместное обращение молодёжи друг к другу в 60е.

Кино, инструмент пропаганды, также поддерживало новое. И, думается, стремилось показать советского студента в лучшем, даже превосходном – виде.

Вдобавок.

Если отставить измышления.

Шурик вскакивает к бабке в верхней одежде.

-4

То есть, он пришёл с улицы.

Как-то слишком сложно выходит: держать в уме, что он принёс деньги за квартиру, но снимает комнату; и комната, получается, ещё и находится где-то, а не тут же. Хотя по идее, если бабуля сдаёт угол, то он буквально за стенкой. Иначе всё ещё больше усложняется.

В общем, в случае с Шуриком всё прозрачно и без лишних сущностей. Бабушка сдаёт ему квартиру. Квартиру дочери Ольги.

Сколько платит Шурик «за квартиру, за январь»?

Здесь тоже всё на экране. Без лишних домыслов о том, а сколько могла бы стоить аренда квартиры 60 лет назад?  ))

Шурик пересчитывает деньги.

Первой идёт десятка.

-5

Вторую бумажку не столь хорошо видно, но цвет вроде синий. Пусть будет пятёрка.

-6

Далее Александр перелистывает ещё две бумажки. Их, конечно, можно назначить хоть сотенными, но обычно люди (особенно технари)) раскладывают купюры по группам и как правило от большего к меньшему (и наоборот))).

Так что можно предположить, что там, допустим, ещё трояк и рубль.

Получается, Шурик платит “за квартиру, за январь” девятнадцать рублей. Ну, или если все пятёрки, – четвертной. А такое даже для одной стипендии {без подработки} вполне себе подъёмно. Да и стоимость аренды – пусть и по ощущениям – вроде как на уровне.  ;)))

Какой доход предположительно могла бы иметь бабушка-сторож?

По приведённым выше цифрам бухгалтерия Марии Ивановны получается простая.

  • 25 рублей за квартиру
  • 70 рублей за работу сторожем
  • пенсия… пусть будет средняя: 50 рублей

Итого — 145 рублей.

Если учесть ещё и зарплату дочери (~120 руб.), то общий доход может объяснить и кое-что, связанное с обстановкой.

Богатства!!  ))

В гостиной стоит телевизор.

-7

По неумолимой статистике к 1965 году лишь одна семья из четырёх владела подобным чудом техники. Или – каждый 14-ый человек. То есть, вещь сравнительно редкая и не всякому доступная.

Это телевизор «Рубин», модель 102.

-8

Причём в нём ещё и радио имелось. И возможность подключать разное типа магнитофона и даже пульта (с 5-метровым проводом)). Да что там! Эта модель в Брюсселе отхватила первый приз на выставке.

Стоил телевизор ~340 рублей.

Ещё деталь. На комоде стоит узнаваемая коробка.

-9

То парфюмерный набор «Черный ларец».

-10

Ароматы созданы в 1947 году и существовали очень долго. Чуть ли не в каждом доме можно было увидеть эту оригинальную форму.

Стоимость удалось найти только ту, что была до денежной реформы. В пересчёте — 16 руб. 50 коп.

При просмотре фильма сложно отделаться от ощущения)), что духи с телевизором засунуты в сцену лишь для красоты картинки. Что вроде как бабушка-пенсионерка не могла себе позволить такое.

Но это и есть => о-щу-ще-ни-я!

Минимальные прикидки по расчётам рисуют другую картину. Бабушка с дочкой зарабатывали под три сотни в месяц. И конечно могли себе позволить не только некоторые блага потребительского толка, но и, скажем, пресловутую квартиру! Кооперативную.

Так, для получения однокомнатной квартиры в начале 1960-х годов взнос был в районе 1100-1400 рублей. А полностью она стоила порядка трёх тысяч.

Сумма немалая, но подъёмная. Тем более, у бабушки (при её-то деловой хватке) вполне могли быть и дополнительные накопления. Как и дополнительный к перечисленным заработок!

Хотя это просто уже домысливание. А может и нет.  ))

Мария Ивановна ставит тесто.

-11

Из такого объёма опары можно напечь с сотню пирожков! Или даже больше – пусть хозяйки меня поправят.

На троих это как-то многовато.

Потому очередная смелая версия: бабушка плюс ко всему ещё и ловко приторговывает пирожками!  ;))

При такой коммерческой активности, наоборот, было бы странным, если бы МарьИванна не вложилась во что-то значительное.

Ответ, откуда у бабушки дополнительная квартира — найден!  )))

Да и текущее жильё-то, к слову, не простое!  😉

Инновации!

В доме заметен свежий ремонт (да-да, так-то это съёмочный павильон). А также, хорошая добротная мебель, новая кухня, масса интересных вазочек и безделушек. Всё то, что доступно при хорошем доходе.

А кроме того => главное: те самые инновации — включение света с двух мест!!  ))

Это сейчас, лет с 10-15, легко. Продаются специальные выключатели.

А раньше требовался грамотный и творческий электрик…

Необычно это очень: включение света с двух мест на кухне в квартире, где живут женщины. До этого же ещё и додуматься надо, чтобы такой диковинный запрос придумать — для постановки задачи [электрику].

первый выключатель
первый выключатель

Ну и да: конечно, можно решить, что провод идёт в другую комнату. Однако, мы же договорились верить экрану? А тут на кухне – два выключателя, а (видимая) лампа одна.

Ленка тянется ко второму выключателю
Ленка тянется ко второму выключателю
второй выключатель
второй выключатель

В общем, бабушка со своей ‘говорящей’ квартирой не перестаёт удивлять!  ))

***

На этом расследовательская эпопея про бабушку-сторожа закончена. Но не закончено исследование замечательной комедии Гайдая «Операции “Ы”». Впереди ещё несколько материалов!  ;))

.

.

.

-15