Найти в Дзене
Любопытная В.

Герой нашего времени

В 2002 году мне было 13 лет, и я отдыхала под Москвой в оздоровительном лагере. Отдых состоял в бодрящих для астенического ребенка вещах: соляная камера, ингаляции, девятиклассники, жаждущие крови. Последнее особенно оздоравливало: приходилось много бегать по лестницам, совершать акробатически сложные трюки руками и ногами и постоянно находиться в тонусе, как индеец на тропе войны. Оздоравливались мы бесплатно, за счет города. Поэтому в лагерь нас отправили не летом, а осенью. Так вот, я хорошо запомнила последние дни сентября. Телевизоров в лагере не было, зато в нашей палате оказалась единственная на весь лагерь радиоточка, ловившая только "Радио России". До того все были к ней равнодушны. Но в тот осенний день 22 сентября в палату набились два отряда: наш и старший. Сидели друг у друга на головах, но никто никого не бил, не щипал, не задирал, не поносил черными словами. Волк, говоря по-библейски, возлёг рядом с ягненком, теленок и лев паслись вместе. Все сидели притихшие и вниматель

В 2002 году мне было 13 лет, и я отдыхала под Москвой в оздоровительном лагере. Отдых состоял в бодрящих для астенического ребенка вещах: соляная камера, ингаляции, девятиклассники, жаждущие крови. Последнее особенно оздоравливало: приходилось много бегать по лестницам, совершать акробатически сложные трюки руками и ногами и постоянно находиться в тонусе, как индеец на тропе войны.

Оздоравливались мы бесплатно, за счет города. Поэтому в лагерь нас отправили не летом, а осенью. Так вот, я хорошо запомнила последние дни сентября. Телевизоров в лагере не было, зато в нашей палате оказалась единственная на весь лагерь радиоточка, ловившая только "Радио России". До того все были к ней равнодушны. Но в тот осенний день 22 сентября в палату набились два отряда: наш и старший. Сидели друг у друга на головах, но никто никого не бил, не щипал, не задирал, не поносил черными словами. Волк, говоря по-библейски, возлёг рядом с ягненком, теленок и лев паслись вместе. Все сидели притихшие и внимательно слушали радио.

– А может, его еще найдут? – иногда испуганно спрашивал кто-то из девочек.
– Ты чо, – угрюмо отвечал какой-нибудь прокуренный однокашник. – Это ж сель! Там даже кости - и те в порошок.

Но парадоксальным образом неуверенность и надежда сквозили в его голосе.

По радио меж тем передавали: спасательный отряд уже второй день разбирает завалы в Кармадонском ущелье. Да, надежда еще есть. Да, под завалами могут быть пустоты, в пустотах могут оказаться живые люди. Мы же, 13-14-летние, были юны и эгоистичны. Мы по-настоящему волновались только за одного человека. Сергея Бодрова.

По всем воспоминаниям, он был тих и самоуглублён. Окончил искусствоведческую специальность, защитил кандидатскую диссертацию. Всерьёз не считал себя актёром. Любил семью, но личную жизнь не афишировал. И одновременно среди моих сверстников он считался, наверное, самым крутым парнем. По его героям с ума сходили. Сама я, правда, не очень любила культового Данилу Багрова - из бодровских ролей мне больше всего нравился Жилин в "Кавказском пленнике" - но поражали его невероятная органичность на экране и какая-то трудно объяснимая словами магия личности, которая чувствовалась и в бесхитростном дембеле Даниле, и в Жилине, и даже в мальчишке-пловце из не особенно ловко снятого фильма "Восток-Запад". И в режиссерских работах Бодрова, которые, может быть, отдавали мелодрамой, но были очень цельными нравственно и несли в себе мощный заряд добра.

С Олегом Меньшиковым в фильме "Кавказский пленник".
С Олегом Меньшиковым в фильме "Кавказский пленник".

Магия эта особенно сильно проявлялась в Бодрове-телеведущем, начиная со "Взгляда", который он вёл совсем молодым парнем, – и вплоть до "Последнего героя", роковым образом ставшего его последней работой на телевидении.

Сергей Бодров и Александр Любимов в студии "Взгляда"
Сергей Бодров и Александр Любимов в студии "Взгляда"

Впрочем, стать немолодым Сергей Бодров не успел. Сегодня, 27 декабря, ему исполнилось бы 52 года, но ледник Колка навсегда оставил его 30-летним.

Потом его стали называть "героем нашего времени". Сейчас я думаю, что так оно и было. По крайней мере, я не знаю другого человека, ради которого в то время два десятка подростков, готовых вцепиться друг другу в глотки, уселись бы плечом к плечу и с замиранием сердца слушали новости.

P.S. Долгое время ходил миф, что эта песня посвящена Бодрову. На самом деле Наталья О'Шей посвятила ее своему другу - альпинисту, погибшему на Ушбе, но для меня она навсегда связалась с Кармадонскими воротами.


© Любопытная В. aka Ольга Г. 2023