Найти тему
Eurasia Inheritors

Айрат Бахтияров: «Какого естественного предела достигло человечество?» Часть 1

Автор Игорь Шумейко

Наследники Евразии уже публиковали очерк Айрата Равильевича Бахтиярова, кандидата экономических наук и известного религиоведа. Айрат Равильевич — один из идеологов создания системы поиска и поддержки талантливой молодёжи Советского Союза. Работал в Госплане СССР, был генеральным директором Интеллектуального фонда СССР, советником премьера России, министра образования России, президента Республики Крым, заместителем министра экономики Татарстана. По его инициативе успешно реализовано несколько крупных международных и межрегиональных инвестиционных проектов.
Ныне он — руководитель редакционного совета издания «Коран. Перевод образов с арабского языка и комментарии» и проблемы человечества рассматривает как учёный и богослов.
Мы вместе с Айратом учились в Московском институте управления, и долгие годы я слежу за публикациями единомышленника, евразийца.

— Начну с вопроса, который ты и сам себе задаешь. В чём причина иррациональной ненависти к России со стороны западной цивилизации?
— Теперь уже невооруженным глазом видно, Западу больше нечего предложить, поскольку его жизнь построена на основе уходящего осознания. Период развития человечества лишь на основе рацио завершается. Развитие осознания человечества привело к тому, что для его дальнейшего прогресса требуется расширить потенциал восприятия.

Перемены всегда порождают, с одной стороны, беспокойство, а с другой — надежду. Итак, глобальный процесс перехода, который буквально разворачивается на наших глазах, связан с главным вызовом современности — необходимостью обретения человечеством нового качества восприятия Реальности. Этим качеством человека наделяет лишь Бог. Изменения носят бифуркационный характер, строго ограничены по времени. Поэтому или овладение более широким потенциалом мировосприятия, или исчезновение как цивилизации.

Выработка успешной стратегии поведения в текущих реалиях невозможна вне контекста Бога.

То, что мы воспринимаем как кризис, — всего лишь следствие достижения естественных пределов используемого нами типа осознания. Например, в условиях сегодняшнего мировосприятия социальную болезнь под названием риба (когда одни неправедно питаются, прирастают за счёт других) решить невозможно в принципе. В условиях же восприятия сердцем риба исчезает сама собой.

Современное человечество в своей многотысячелетней истории подобные переходы совершало дважды. Теперь предстоит третий, который должен завершить полный цикл развития осознания Человека.

Цикличность связана с тем, что Бог наделил людей тремя качественно разными типами восприятия Реальности. В различных традициях они называются по-разному, но суть их одна. Это наличие у каждого человека способности к правостороннему (на основе ощущений), левостороннему (рацио или способности к различению) и объединяющему (сердечному) осознанию.

Бог обучает людей, последовательно проводя их массовое сознание через эти три способа мировосприятия. Цикл начался с освоения человеком потенциала своего правостороннего восприятия. Могущество цивилизаций древности базировалось на этом типе сознания. Сегодня он сохранился среди «природных народов», им пользуются шаманы, маги. При таком способе восприятия реальности человек ощущает своё неразрывное единство с окружающим миром, многообразие его проявленных сил: «я» человека растворено и подчинено коллективному «мы». И чем могущественнее это «мы», которому подчинено «я», тем оно привлекательнее для человека. Недостаток этого типа мировосприятия: подавлены способности к абстракции и сложным логическим обобщениям.

Стремление людей к могуществу, к увеличению возможностей эксплуатации окружающего мира выявило его главный недостаток: погоня за силой потребовала роста зависимости от ряда существ и усложнения ритуалов общения с ними. Потенциал деградации оказался заложен в самом типе мировосприятия. Как только была перейдена некая грань взаимодействия людей с окружающим миром, этот потенциал вырвался на волю. В условиях преобладания данного типа сознания устойчивое сохранение равновесия между человеком и окружающим миром невозможно.

Далее по воле Бога у человечества началась активизация другого типа мировосприятия — левостороннего или рационального. На нём базируются наши способности к логической абстракции и обобщениям. Здесь уже на первый план выходит самосознание «я», а «мы» служит лишь для обслуживания интересов «я».

Поскольку шаман с логикой всегда переигрывает шамана без логики, то естественным образом новый тип восприятия реальности одержал верх. Так происходил переход человечества на следующий глобальный этап своего развития. Старые цивилизации, которые не вписались в эту спираль роста осознания человечества, оказались отторгнуты.