Когда мой любимый парень познакомил меня со своей мамой, я думала, что он прикалывается. Даша, как Женя её представил, выглядела чуть старше его самого. Однако, эта моложавая, весёлая и очаровательная женщина действительно приходилась ему мамой. Она сохранила девичью фигуру и лёгкий характер, несмотря на достаточно сложную жизнь.
Смеясь, Даша рассказывала, как мечтала вырваться из деревни, в которой родилась, и боялась остаться навсегда.
– Представляешь, Света, – делилась она со мной, как с закадычной подружкой, – я после летнего сенокоса, уставшая, грязная, тащилась за водой на колонку, и мечтала, что непременно перееду в город. Лишь бы не приходилось, как моей матери, с самого ранья до поздней ночи вкалывать так, что и мужику тошно бы стало. В итоге, студентика, приехавшего в наш полуживой совхоз на уборку картошки, в себя влюбила. Поцеловала Артурчика, а он и сомлел. Предложение сделал, мол, не подлец какой, и обязан жениться. Адрес оставил, чтобы переписываться, ага. Мобильных телефонов-то в нашей глуши тогда и в помине не было. Помахал из окна уезжающего автобуса.
Дарья откровенничала, не стесняясь своего сына, и Евгений тоже не проявлял никакого смущения. Видимо, эта история при нём рассказывалась неоднократно, и стала чем-то вроде семейной легенды. Моя будущая свекровь хохотала, обнажая ровные красивые зубки:
– В общем, в 17 лет я, с намечающимся пузиком, приехала по оставленному любимым адресу, вместе с маманей моей, гостинчиками деревенскими, ну, чтобы сразу за стол и посвататься. Еле допёрли все эти разносолы и копчёный окорок. Прибыли, чтобы Артурчика порадовать, что папашей он скоро станет, а по этому адресу даже не частный дом, а, ёлки-палки, городская библиотека!
-Представляешь, какой ушлый! Наплёл с 3 короба: люблю-женюсь, а сам слиться захотел. Ничего, разыскали его. Стоял, глазки бегают, сказал, что адрес перепутал. Ага, так и поверили! Маманя к нему и его родителям обратилась так, что отказаться от свадьбы было невозможно. Мол, уважаемые сродственничики, я вашему Артурчику женилку голыми руками с корнем выдерну, опыт есть: кабанчиков уже сколько лет в совхозе оскопляю, если он свой грех с моей, на минуточку, несовершеннолетней дочкой, не прикроет.
Сами натворили делов, типа, пусть теперь сами и расхлёбывают. Или же, если не хотят сваты и женишок недоделанный меня в свою семью принять, то милиция Артурчика с распростёртыми объятиями примет. В общем, и свадьба была, и в квартиру меня свёкор прописал, да и Артурчик, вроде, неплохим мужем оказался.
Вот, Женёчек родился. Я заочно учиться пошла. Муж, конечно, за меня все курсовые делал, а потом объяснял, что и как. Через 3 года у нас дочка родилась, Верочка. Супер! Всё как я мечтала: живу в городе, красота: горячая вода, тёплый туалет, магазины, развлечения. Свёкор со свекровью померли, так вообще раздолье, а мой Артурчик – вильнул хвостом, и был таков. Типа, раньше его со мной только чувство неловкости перед родителями держало, а теперь – нет.
Квартиру шикарную разделили. Мне двушка отошла, ему однушка , и кроме алиментов, ничем он детям не помогал. Спасибо маме, забрала к себе малых, вырастила. Я-то в городе хорошо уже зарабатывала, и деньги им посылала: и то, что от Артурчика приходило, и свой вклад. Хорошие детки выросли. Верочка в прошлом году, ей только 19 исполнилось, замуж за военного выскочила и уехала с ним мотаться по городам и весям. Ой, говорила я ей, что разве это жизнь, а она мне про любовь! Ну, и ладно! Вот, теперь и Женя женится! Может, бабушкой в 40 лет с небольшим хвостиком меня сделать хотите? А что? Я-то своей мамане сюрприз-внука преподнесла, ей примерно столько и исполнилось. А, дети? Детей не планируете?
Даша задала вопрос и снова расхохоталась, довольная каламбуром, а мы с Женей хором сказали, что торопиться не станем. Моя мама после знакомства со сватьей была в культурном шоке, но посоветовала мне брать с неё пример:
– Вот, Света, как надо к проблемам относиться: со смехом. Главное, самой себе эти проблемы, как Дарья, не подкидывать!
Моя бабушка, вполне ещё бодрая женщина, язык не поворачивается старушкой назвать, предупреждала:
– Ты, внучка, только на предложение Даши продать мамину квартиру не ведись. С этой деревенской штучки станется подбить сына на размен тёщиной квартиры под тем соусом, что, вроде как, молодым отдельно жить надо.
Такой разговор Дарья действительно завела, уже после того, как я её невесткой стала, но я была к нему готова, и ответила:
– Нет, мы с Женей нормально с моей мамой уживаемся. 3 комнаты – места всем хватает. Деньги откладываем на взнос по ипотеке, и через несколько лет уже своим жильём обзаведёмся.
Даша, в своей неповторимой манере, снова расхохоталась:
– Ай, Женёк у меня молодец! С тёщей подружился! Скажи, Светка, разве плохой у меня сын?
– Замечательный, – ответила я совершенно искренне, потому что вообще не понимала, как Женя при такой мамочке-стрекозе умудрился вырасти серьёзным, обстоятельным и рукастым. Наверное, под влиянием хозяйственной деревенской бабушки, не иначе.
***
Даша сначала приходила к нам в гости каждые выходные, а потом стала наведываться всё реже и реже, и в один из визитов огорошила новостью:
– Влюбилась я, мои хорошие, как мартовская кошка. Дениска просто необыкновенный! Как он за мной ухаживает! Вот, посмотрите, колечко подарил!
Моя свекровь гордо продемонстрировала украшение, а мама стала расспрашивать у сватьи, что это за человек её охмурил. Даша с досадой поморщилась, но, поскольку обижаться долго не умела, рассказала.
– Денис к нам в офис технику приезжал чинить, ну, у нас и закрутилось. Живёт он здесь один, комнату снимает. Младше меня на 10 лет, но эта разница нас не смущает. Собственно, чего я пришла, – Даша достала из сумочки два приглашения, и вручила моей маме и нам с Женей, – вот, через 4 недели я замуж выхожу. Денечка со мной прийти не смог, его вызвали в частном порядке компьютер налаживать, но я вас обязательно познакомлю.
Увидели мы через неделю этого Денечку. Ничего не сказать – красивый молодой мужчина, и, видя, как молодуха-свекровь к нему относится, отговаривать её было бесполезно.
После своей свадьбы Даша к нам почти перестала заходить, а в один из визитов поделились очередной новостью:
– Мы с Денисом решили ребёночка родить, и уже работаем над этим вопросом. Так что, сынок, у тебя скоро появится братик или сестричка.
Моя мама за сердце схватилась, стала Дашу вразумлять:
– Ты чего, сдурела совсем? Двух детей родила-вырастила, и забыла, какой это труд? Ладно, в молодости бессонные ночи вроде как легче переносятся, а сейчас – не девочка уже, и здоровье, не как в 17-20 лет! Отдыхай, силы копи, пока внуки не появились.
Свекровь только расхохоталась:
– А у нас естественным путём и не получается! Мы уже на ЭКО решились, потому что Денису хочется папой стать, наследника воспитывать! Кровиночку просит ему подарить!
Моя мама пыталась отговорить сватью, предупреждала, что молодой муж может сбежать от трудностей. Мы с Женей просили подумать о своём здоровье, потому что явно ничего укрепляющего в процедуре ЭКО нет, зато – полно всяких рисков. Бесполезно! Даша даже обиженно выкрикнула:
– Вы все просто завидуете моему счастью, – и покинула нашу квартиру чуть ли не бегом.
***
После нескольких попыток свекровь забеременела, родила сына Алёшку, но счастье было недолгим. Женщина, которая превратилась вдруг из звонкой-тонкой смешливой девчонки в располневшую, уставшую тёткой, стала молодому мужу не интересна.
Алёше едва 2 годика исполнилось, когда Денис, устав от трудностей семейной жизни с ребёнком, бросил и жену, и сына. Как-то вдруг и кровиночка не нужная стала, хотя пяткой в грудь себя бил, что так уж ему наследник необходим! Хотя, чего там наследовать-то? Пару трусов, ботинок и рабочую униформу?
Даша затосковала, и впала в депрессию. Младшим сыном совсем не интересовалась, и как-то Женя, навестив маму, привёл братца к нам домой. Мы пытались Дашу расшевелить, во всякие финтесы-бассейны ей абонементы подарили, чтобы она перестала тосковать, а Лёшку на это время к себе забирали или у них дома с ним возились. Получается, что ребёнка свекрови теперь пришлось растить её сыну, сватье и мне, её невестке. Всё шиворот-навыворот!
Пришла в себя Даша. Вес сбросила, даже как-то похорошела, хотя и до этого как картинка была. Снова смеяться стала. Вышла на работу, и мы с Женей вздохнули:
– Ну, теперь всё будет хорошо!
Мама осадила радость:
– Чего же вы недальновидные какие! Малыш, как в сад пойдёт, так начнёт болеть. Кто с ним сидеть будет? Даша, что ли? Свежо предание, но верится с трудом.
Стоило ли удивляться, что моя мама опять оказалась права. Однажды утром свекровь и в самом деле привела к нам с Никитой его единоутробного брата, у которого сопли из носа текли просто непрерывно. Даша возмущённо жаловалась:
– Я Алёшку в садик привела, а воспиталка сказала, что больного ребёнка она в группу пустить не имеет права. Я вызвала заведующую, а эта гадина поддержала свою сотрудницу. А как я, по их мнению, на работу идти должна? Или мне сесть дома, получать гроши на больничном? Самой не есть, малыша не кормить, и ноги с голоду протянуть? Ну, я побежала, а то оштрафуют за опоздание! Вот, в пакете лекарства!
Моя мама только вздохнула:
– Эх, Даша, горе ты луковое. Здоровье ребёнка – превыше всего. Ладно, беги, а ты, Света, пойдём, буду тебя на примере Алёшки тренировать, как детей от насморка лечить. Вот умора: сопливого деверя выхаживать будешь. Женька, пока на работу не умчался, сбегай в аптеку, а то Даша в пакет не детские, а взрослые лекарства бросила. Лёшка маленький ещё для таких дозировок.
Мама посмеивалась, когда я помогала мальчику освобождать носик, но на самом деле было совсем не смешно: нам всем надо было попасть на работу. Пришлось просить о помощи мою бабушку. Причём, время было ограничено, и, когда мы вымолили её согласие, пришлось вызвать такси – всем уже надо было убегать.
Бабуля, конечно, справилась, но предупредила, что на следующий день у неё массаж в поликлинике, и его она пропускать не сможет. В общем, когда вечером Даша пришла проведать сына, мы ей его вручили с подробной инструкцией: когда и чем лечить, и моя мама строго-настрого предупредила:
– Сватья! Это был первый и последний раз, когда мы тебя выручили! Дальше в будние дни – сама крутись. Дениса вызывай. Няню нанимай. Как хочешь. У нас все работают, как и ты.
Даша сникла. Она успела понять, что с моей мамой шутки плохи. Теперь Лёшка стал гостить у нас лишь иногда, но лишь сначала – изредка, а потом – всё чаще и чаще. Такой вот общий ребёнок. Хорошенький, любознательный, активный, и совершенно не нужный своей мамаше! Она, наверное, и сама не понимала – зачем она его родила. Мужа не удержала. Сама, как ей хочется, жить уже не могла.
Терпение моей мамы тоже оказалось не бесконечным. В очередной раз, когда Даша забирала сына, веселившегося у нас все выходные, заявила:
– Сватья, хватит нам своего ребенка водить. У нас тут не садик. Сама родила, никого не послушалась. Чем только думала, когда ребенка решила завести? Хотя я знаю, каким местом, но при детях говорить не стану. Понимаю, если бы тебе 17 было, но ты же взрослая баба. Да у меня Светка из-за малолетнего деверя мамой отказывается становиться. Говорит, что двух детей не потянет. Во всём нужна мера, а ты краёв не видишь. Ну, пару раз в месяц выручили тебя – уже хорошо, но не каждую же неделю с ночёвкой! Станешь дальше нас обществом Лёши на регулярной основе нагружать, так я в опеку нажалуюсь. Не стану церемониться. Твой сыночек младшенький и так уже у нас и днюет и ночует. Того гляди, брата старшего папой буде звать, а мою дочь – мамой. Поимей совесть!
Даше пришлось свою маму из деревни вызывать. Ох, вот это женщина, сразу понятно, в кого моя свекровь ушлая. Всё-то и у Нины Егоровны легко и просто. Она сначала решила на жалость внука надавить. Позвонила Жене, просила:
– Ой, внучек, Лёшка-то какой проказник. Не поспеваю я за ним приглядывать. Приезжай, помоги. Я же тебя с сеструхой вырастила, вот и ты долг отрабатывай.
Конечно, мы с мужем Нине Егоровне помогали. Возраст же надо уважать, но она твёрдо заявила:
– Лёшку пестовать буду только до школы. Потом взрослый будет, сам разберётся.
Женя с бабушкой согласился:
– Да, когда школа начнётся, можно будет спокойно выдохнуть.
Моя мама грустно вздохнула:
– Недальновидные вы у меня, детки! Тогда только всё веселье и начнётся.
Похоже, и мне мамина «интуиция» передалась. Что-то мне подсказывает, что уроки с Лёшенькой придётся делать мне. Как говорится, потренируюсь.