Британская Shell, которая недавно продала свою долю в немецком заводе в Шведтe, впервые поставила на этот НПЗ партию казахстанской нефти через польский порт Гданьск.
Логистическое плечо впечатляет в сравнении с поставками по северной ветке «Дружбы». 80-тысячная партия KEBCO c казахстанского месторождения Кашаган была перевалена на танкер Seacalm в Новороссийске в начале месяца и была выгружена в Гданьске 23 декабря для последующей прокачки по трубопроводам Польши и Германии до НПЗ в Шведте.
Сейчас месторождения Shell в Казахстане подключены КТК, но не к системе «Транснефти», хотя идея строительства перемычки, чтобы связать системы, обсуждалась давно, задолго до аварий ВПУ на терминале в Озереевке.
Новые совладельцы НПЗ тоже британцы - Prax Group - вряд ли всерьез рассматривают морские поставки из Казахстана на завод. Даже западные профильные эксперты признают, что самый выгодный маршрут поставок казахстанской нефти - нефтепровод «Дружба». Логистика по «Дружбе» обходится даже дешевле КТК.
Проблема здесь в другом. Если тарифы по территории РФ, РБ и даже Польши более-менее предсказуемы, то казахстанский транзит не только самый дорогой, но и не постоянный. Все помнят неожиданное повышение стоимости прокачки в Узбекистан спустя несколько недель после заключения договора о поставках из России. И тестирование маршрута через Гданьск, вероятно, сразу установит ориентир на стоимость транзита. Теперь Prax Group, получив данные по рентабельности поставок на завод по всем возможным маршрутам, будет иметь аргументы в споре с казахами о тарифах и прочих условиях транспортировки сырья на НПЗ в Шведт. А сама сделка, вероятно, будет свопом между Sell и «Казмунайгазом». Отсюда и появятся обещанные немцам 5 млн т в год.
ВК: https://vk.com/tvreaction
Telegram: https://t.me/neftegram