Найти тему
Денис Николаев

Утро акмеизма

Обложка первого сборника стихов Осипа Эмильевича Мандельштама "Камень"
Обложка первого сборника стихов Осипа Эмильевича Мандельштама "Камень"

Честно говоря, я просто ошарашен доводами Осипа Эмильевича! И сто с лишним лет нашей истории лишь сильнее утверждают его правоту. Я удивлён, да, я удивлён! Казалось бы, всё это проходили, всё и так понятно, Ося... А нет, ничегошеньки непонятно! С какой простотой и гармонией в нём умещается вся сложность мира, насколько он целостен и открыт.

"Мы вводим готику в отношении слова", - как ты это сформулировал, как ты это понял...Это невероятно!

А вот ещё, читайте: "Футурист, не справившись с сознательным смыслом как с материалом творчества, легкомысленно выбросил его за борт", ничего не напоминает? Это же весь наш постмодерн на постном масле, который унаследовал футуристическую традицию.

Постмодерн не справился со смыслом, он оставил его за скобками. А вместе с тем, акмеизм по Мандельштаму предлагает: "не отказываться малодушно от своей тяжести (тяжести нести смысл), а радостно принимать ее..." И ещё: "Строить — значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство". Но строить не пустые конструкты, в которые сам не веришь, а воссоздавать правду жизни.

"Звук долота, разбивающего камень", для акмеистов уже есть само "метафизическое доказательство" нашего мира и бытия. Само бытие превращается в метафизический акт утверждения нечто над ничто. И акмеист только и делает, что воспевает это бытие, утверждает его и строит.

"Любите существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя", - это звучит просто, как ветхозаветная истина, но настолько она применима к литературе.

Затем посмотрите, как Мандельштам остроумно разносит символистов:
"Символисты были плохими домоседами, они любили путешествия, но им было плохо, не по себе в клети своего организма и в той мировой клети, которую с помощью своих категорий построил Кант. Для того, чтобы успешно строить, первое условие — искренний пиэтет к трем измерениям пространства — смотреть на них не как на обузу и на несчастную случайность, а как на Богом данный дворец". И действительно, поиск условной "сложности мира" через мистическое, историософское и безумное - это поиск как бы с обратной стороны, это поиск через отрицание, через свой собственный мироощущенческий конструкт. Символисты утверждают сложность ирреального, но вместе с тем, оскорбляют реальное и не видят подлинной сложности, которая скрыта в самой простецкой простоте.

"В самом деле: что вы скажете о неблагодарном госте, который живет за счет хозяина, пользуется его гостеприимством, а между тем в душе презирает его и только и думает о том, как бы его перехитрить", - добавляет Осип Эмильевич.

И понятно, что были разные исключения, поэты не принадлежали к какому-то одному направлению и часто меняли своё окружение. Но менять-то, меняли, а творческий метод всё равно оставался, его никуда не деть, редко когда его удавалось поменять. А между тем, символизм, акмеизм и футуризм - это именно три разных творческих метода, три мироощущения, три реальности.

И я сейчас не хочу нападать на футуризм и символизм, признавать тщетность их творческого метода, нет. За меня это больше ста лет назад уже сделал Мандельштам. Я просто очередной раз удивился, насколько всё просто.

И как непонятно об этом рассказывали в школах. До сих пор, спроси людей, что такое символизм или акмеизм, они с трудом вам ответят (я имею в виду, в чём их творческий метод), а если спросишь, чем одно отличается от другого - вообще потеряются.

А всё крайне просто:

Акмеисты - строят в нашей реальности и верят в то, что строят.
Футуристы - ломают из-за обилия построенного.
Символисты - строят в своей идеальной реальности.

И это три совершенно разных подхода. Да, поэт может перейти из одного цеха в другой, но если он изначально будет тянуться к какой-нибудь плероме, вряд ли он с Сократовской мудростью обмажет в цементе кирпич и вложит его в фундамент. Хотя всякое бывает.

Ныне призываю всех, кто не равнодушен к слову, прочесть или перечесть манифест Мандельштама "Утро акмеизма"! Там всего шесть небольших разделов и все они, как заповеди.

#Акмеизм #ОсипМандельштам