Найти тему
About_1979

Водолазкин и Киники

Граф с собакой, 1908(?)
Граф с собакой, 1908(?)

Про Лавра и про Киников

1. Добавочка к Лавру, показалось, прям в "тему" - про Кратета и Гиппархию

Одного киника, застигнутого за совокуплением с другим киником (философиней), спросили, что он делает.

"Порождаю человека" - ответили хором, не покраснев.

Киник не циник.

Гиппархия (IV век до н.э.) - ученица и жена Кратета, искусница софизмов.

Кратет Фиванский – др.-греческий философ-киник, наиболее известный ученик Диогена Синопского. После разрушения Фив Александром Македонским в 335 до н.э. переехал в Афины, где стал последователем Д.

«То, что узнал и продумал, что мудрые Музы внушили,

Это — богатство мое; всё прочее — дым и ничтожность»

Диоген Синопский (ок.412-323 до н.э.)

В молодости Д. получил пророчество от дельфийской пифии «переоценивать ценности», которое вначале принял буквально и стал фальшивомонетчиком. После того, как его уличили в преступлении, был вынужден бежать.

Д. прибыл в Афины и стал учеником основателя школы киников Антисфена. Стал знаменитым благодаря своей мудрости, стилю жизни и эпатажным выходкам. Пропагандировал аскетизм — отказ от земных благ, независимость и самодостаточность (чувство зависимости - удел раба).

Он отрёкся от условностей и искусственностей, от обладания лишним и бесполезным, от тех потребностей, удовлетворение которых требовало компромисса - отказа от свободной жизни.

Обозвался «космополитом».

"Образ" фольклорного мудреца - наиболее известные легенды: «Александр не заслоняй солнце» и «Ищу человека».

2. Читая предисловие книжки Исайи Нахова 1982 года!)

Этакие философствования эпохи разложения старого общественного строя

http://www.sno.pro1.ru/lib/nakhov/nakhov.pdf

«… античная философия всячески подчеркивает трудности, с которыми сталкивались рабы, вырабатывая свое классовое самосознание».

При анализе всей системы духовной жизни античности на всех ступенях, уровнях и этапах ее развития нельзя сбрасывать со счетов основной производящий класс — рабов - глянем на «другую» античность, где царили нищета и деспотизм, бесправие «малых сих» и ненависть к угнетателям.

Будто они и в самом деле не были людьми, наделенными разумом, желаниями, волей, будто они не мечтали, не страдали, не боролись, как могли, за свои интересы, подчас открыто выступая под руководством героических вождей, будто совсем не соприкасались со свободной беднотой, воспринимая ее идеалы и, в свою очередь - заражали ее своим радикализмом.

Протест рабов и близкой к ним бедноты сопровождался своеобразными теоретическими выступлениям.

Как известно, лозунги нельзя оценивать абстрактно, даже утопические, ошибочные идеи, будоражащие общественное мнение и свидетельствующие о неудовлетворенности действительностью, выше мещанской успокоенности. (их роль в революционизации сознания трудно отрицать).

Рабы представляли колоссальную негативную силу, в которой постоянно росли и крепли критические и разрушительные тенденции по отношению ко всем установлениям и завоеваниям рабовладельческой цивилизации, что порой вступало в противоречие с общечеловеческим прогрессом.

Все пронизывал протест, проявляющийся в побуждениях и поступках, прямо противоположных ценностям и нормам, определявшим все социальное поведение рабовладельцев, вожделенные политические порядки отдавали рутиной, ибо находились в прошлом (до порабощения).

Они отрицали социальные привилегии, требовали свободы и равенства, постулировали необходимость всеобщего труда как блага, а не всеобщую праздность.

Наряду с мечтой о свободе и изобилии золотого века проповедовался аскетизм и вынужденное ограничение потребностей выдавалось за основную добродетель.

Конечно в сублимированном виде философии рабов не существовало, однако философы-выходцы из неполноправных, социально ущемленных слоев и угнетенных классов, а также и люди, решительно порвавшие со своим классом и ушедшие «в народ» проповедовали образ жизни в котором, как лучи света в линзе, прихотливо сконцентрировалось то, что думали свободные ремесленники и безземельные крестьяне, неполноправные метэки и нофы, изгнанники, трудящиеся и люмпен-пролетарии, близкие к народу интеллигенты, женщины, вольноотпущенные и рабы, которые в эпоху рабовладения были не так уж далеки друг от друга.

Таковы киники - нигилизм, воинствующий индивидуализм попираемой личности, требующей свободы и автономии, и антиобщественный, т. е. направленный против рабовладельческого государства, пафос.

Они отвечали про:

- свободу мнимую и истинную, внешнюю и внутреннюю,

- моральную автономию и ответственность перед обществом,

- личность в отчужденном мире,

- антиномию культуры и природы,

- «имманентная разумность природы»,

- социальную роль науки,

- пределы самоограничения, разумные и безудержные потребности,

- подчинение долгу,

- роль революционного отрицания,

- критику и переоценку конвенциональных ценностей, внешних благ,

- нравственный идеал бедняка,

- жизнь как деяние,

- проблемы дефиниций,

- диалектику общего и частного,

- слово и значение,

- номинализм,

- реализм.

Конечно движение компрометировали шарлатаны и обманщики, в своекорыстных целях использовавшие его внешние приметы. Типа, «Ни одно глубокое и могучее народное движение в истории не обходилось без грязной пены, - без присасывающихся к неопытным новаторам авантюристов и жуликов, хвастунов и горлопанов...» (Ле(пи)нин)

Однако и несомненно, «в главном» кинизм представлял крайне левое воинствующее плебейско-демократическое и материалистическое крыло в античной философии.

#Водолазкин #Киники #Диоген #Ленин #философия