Валерий Подмаско
Сегодня внимание людей всей планеты приковано к трагедии, происходящей в секторе Газа – анклаве непризнанного арабского государства Палестина. Вооруженные силы признанного государства Израиль физически уничтожают северную часть этого арабского анклава. Страшные удары Израиля по сектору спровоцированы действиями вооруженного крыла ХАМАС – ракетными обстрелами глубинных территорий Израиля, нападением боевиков с территории сектора на ближайшие еврейские поселения, где они зверски убили или взяли в заложники сотни мирных израильтян и туристов, оказавшихся в зоне нападения. В ответ Израиль явно вознамерился не только и не столько уничтожить ХАМАС, сколько уничтожить весь сектор Газа и вытолкать все или большую часть его населения в Египет, расчистив таким образом эту арабскую территорию для себя. И только взрыв всеобщего негодования мировой общественности способен помешать Израилю совершить эту кровавую депортацию. Я надеюсь, что так и будет – Газа останется арабской.
Нормальной реакцией любого человека, который столкнулся с каким-либо долгосрочным конфликтом, является желание разобраться в причинах этого конфликта. Коль скоро речь пошла об арабо-израильском конфликте, то желание разобраться в его причинах требует особого терпения и настойчивости. Собственно арабо-израильскому конфликту уже сто лет. Он стал неизбежен, когда евреи-колонисты начали пребывать на территорию современного Израиля из Европы и со всего мира. Однако израильтяне уже в ходе конфликта с местными арабами сделали все для того, чтобы представить его как продолжение большой серии конфликтов, которые начались в XII-XI веках до н.э. и завершились во II веке н.э. Как могли, усложнили понимание арабо-израильского конфликта британцы, в чьих руках между двумя мировыми войнами находился будущий арабо-израильский театр боевых действий. Позднее намутили американцы. Очень неоднозначна роль советских коммунистов.
Так в чем же сложность арабо-израильского конфликта? Отвечу так: сложность этого конфликта начинается с географических названий. Я абсолютно уверен в том, что этот конфликт не будет разрешен до тех пор, пока одни вооружают государство «Израиль», а другие борются за независимость и мировое признание арабского государства «Палестина». В этой статье, которую правильнее назвать «конспектом», я предлагаю вам, уважаемые читатели, окунуться в древнюю историю «Израиля» и «Палестины», которая содержит ответы на очень многие возникающие у нас с вами вопросы. Тем более, что земля, на которой сегодня снова льется кровь арабов и евреев – это колыбель христианской цивилизации, и буквально каждый этап в ее истории поясняет очень многое не только в ее прошлом, но и в настоящем. К тому же, по моему твердому убеждению, каждый образованный россиянин просто обязан ориентироваться в истории Ближнего Востока.
Земля обетованная – Израиль
«Земля обетованная», т.е. земля, обещанная патриархам еврейского народа, принявшего на себя исполнение Закона Божия (всех 613-ти заповедей). Евреи называют Землю обетованную «Э́рец-Исраэ́ль», т.е. «Землей израильской». Сами себя они называют «сынами Израиля» (ивр. «Исраэль»), третьего после Авраама и Исаака патриарха своего народа. Его мирское имя – Иаков. Имя «Израиль» он получил от Бога во время переселения из Харрана (Северная Месопотамия на границе современной Турции и Сирии) в страну Ханаан. Запомните это название – «Ханаан».
История Иакова описана в Библии – в главе 32 (повторно в главе 35) Книги бытия. Согласно Библии, однажды ночью Иаков остался один и «боролся некто с ним до появления зари». Сопротивление Иакова было настолько сильным, что «некто» был вынужден повредить Иакову бедро. В ходе борьбы Иаков понял, с кем он имеет дело, и невзирая на рану и обращенную к нему просьбу «отпусти Меня, ибо взошла заря», потребовал благословления у своего противника. Упорство Иакова, видимо, восхитило Бога, и он благословил его, сказав: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (см.: Бытие 32:24-32). Таким образом, имя Израиль, или Исраэль, означает «Борющийся с Богом» – «Богоборец». Существуют и другие толкования имени «Израиль», которые смягчают факт богоборства. Но Бог дал Иакову не только новое имя. Бог сказал: «Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию». (см.: Бытие 35:9-12). И Израиль дал начало еврейскому народу, который пришел на землю, обещанную Богом Израилю, и, согласно Библии, завоевал ее.
Таким образом, имя «Израиль» – это не только богоданное имя одного из патриархов еврейского народа. Это имя всего еврейского народа, и это имя земли, обещанной Богом еврейскому народу (безотносительно к географии и топографии). И не случайно наиболее важной молитвой в иудаизме, молитвой, которую все иудеи мира повторяют дважды в день – утром и вечером, является молитва, начинающаяся словами «Внемли, Израиль» (ивр. Шема́ Исраэ́ль). Это молитва содержит символ веры иудеев: «Внемли, Израиль: Яхве, Бог наш, Яхве един» (ивр. Шема́ Исраэ́ль Адонай Элохейну Адонай Эхад!). Кратко эту молитву называют «Шма». Это первая молитва, которую произносит ребёнок и последние слова, которые произносит умирающий правоверный иудей. Итак, нужно ли еще как-то аргументировать утверждение о том, что Израиль как символ, как идея, как земля и как государство является порождением религии, имя которой – иудаизм. Вне иудаизма у современного Израиля нет и не было никаких оснований. История Иакова-Израиля – это легендарно-мифологическая часть Библейской истории, которая, естественно, не находит никаких археологических подтверждений, никаких письменных подтверждений вне Библии.
Назвав 14 мая 1948 года свое государство «Израиль», евреи заявили на весь мир, прежде всего, о своих территориальных претензиях. Избранное ими название можно однозначно интерпретировать как «Священная война за Землю обетованную». Вы спросите: «А каковы границы Земли обетованной? Может быть не все так страшно…». Согласно Библии, Господь Бог несколько раз довольно подробно описывал еврейским патриархам и Моисею границы Земли обетованной. Проблема в том, что всякий раз эти границы разные. Максимальные размеры Земли обетованной таковы: от Красного моря на юге через пустыню Негев на север до Средиземного моря, затем вдоль морского побережья до северной границы современного Ливана (древняя Финикия), далее на восток через Сирию к Евфрату, затем вдоль Евфрата, а потом на запад через Сирийскую и Аравийскую пустыни к исходной точке на берегу Красного моря. Признаюсь, этот вариант описания границ Земли обетованной собирательный: он «скроен» из отдельных элементов нескольких описаний, содержащихся в разных книгах Библии (Бытие 15:18-21, Исход 23:31, частично Числа 34:1-12 и Иезекииль 47:13-20). Причем наибольший размах характерен для описания границ в книге Бытие (15:18-21) и особенно в книге Исход (23:31). В обоих случаях в качестве восточной границы Земли обетованной назван Евфрат – река, протекающая через Северо-восточную Сирию и весь Ирак. Большинство библейских описаний границ Земли обетованной куда скромнее. В качестве примера могу назвать описания, данные в книге Чисел (34:1-12), во 2-ой книге Царств (24:5-8) и в книге Иезекииля (47:13-20).
Конечно, можно пойти по более реалистичному пути: изучить реальные границы еврейского государства в какие-то конкретные исторические периоды. Однако и эта задача не из легких. Чем дальше в прошлое Земли обетованной, тем больше неопределенности в границах Еврейского государства. Вы даже не представляете себе, насколько разняться границы Царства Давида и, тем более, Царства Соломона у разных исследователей и тем более у разных популяризаторов еврейской истории. Если основная государственная территория этих царств еще имеет сколько-нибудь зримые очертания, то представления о границах зависимых от них царств и племенных государств, да и сами факты их зависимости – это скорее смелые предположения и допущения. Ни о каких научных фактах тут не может быть и речи. О какой-то определенности можно говорить лишь в отношении границ Еврейского государства, созданного царями из рода Хасмонеев (143–76 год до н.э.), а также в отношении подчиненного Риму Царства Ирода Великого и владений его преемников, Иродиадов, вплоть до их полного поглощения Римской Империей.
Ханаан
Что интересно, Господь Бог не только определяет границы Земли обетованной, но и указывает ее географические название – «Земля ханаанская» (Числа 34:1-12). «Земля ханаанская» или «Ханаан» – это вполне конкретная страна на Древнем Ближнем Востоке. «Ханаан» (ивр. Kənáʿan; гр. Χανααν – Ханаан) в переводе означает «пурпурная земля». Библия дает нам общее представление о границах этой страны. С точки зрения геоморфологии, Ханаан – это лоскутное одеяло. Первый лоскут – это почти вся прибрежная равнина, лежащая на восточном берегу Средиземного моря от устья реки Оронт на севере до ныне не существующего города Рафия на юге. Второй лоскут – это достаточно широкая полоса горных хребтов (на севере) и нагорий (на юге), граничащих с прибрежной равниной. Она протянулась по правому берегу Иорданской рифтовой долины. Третий лоскут – еще одна полоса нагорий, расположенная параллельно первой, но уже по левому берегу Иорданской рифтовой долины, которая сегодня входит в состав Сирии и Иордании. Есть сложность в определении северной и южной, т.е. синайской границы Ханаана. Библия при всем ее непостоянстве в вопросе границ Земли обетованной содержит многократные указания на то, что самым южным приграничным городов Ханаана являлась Вирсавия (современная Беэр-Шева), расположенная на северной окраине пустыни Негев. Северную часть Ханаана, расположенную за горой Кармель на Средиземноморском побережье и севернее Галилейских гор, греки называли Финикией. Если читать узкоспециализированную литературу, может возникнуть впечатление, что древняя Финикия – это страна, расположенная между восточным побережьем Средиземного моря в центральной его части и Ливанскими горами (грубо – современный Ливан). Однако это не так. Сами финикийцы называли себя ханаанеями, а свою страну Ханааном. Финикия, например, в годы жизни Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.) представляла собой жалкие остатки прежнего Ханаана. Так что Ханаан включал в себя всю древнюю Финикию и сирийские земли, лежащие восточнее Антиливанских гор.
Ханаан населяли разные народы и племена, которые говорили на разных языках, но в большинстве своем западно-семитских, родственных древнееврейскому. Первым источником по этнологии Ханаана является Библия. Народы Ханаана перечисляются в ней дважды: в книге «Бытие» (15:18-21) и в книге «Исход» (23:23-24). Вот эти народы: амореи, гергесеи, евеи, иевусеи, кедмонеи, кенезеи, кенеи, рефаимы, ферезеи, ханаанеи, хетты. Сюда же следует добавить библейские народы, жившие на левом берегу Иордана: аммонитяне, моавитяне, эдомиты (эдумеи) и т.д. Обратите внимание, ханаанеи названы в качестве одного из народов Ханаана. Современная наука знает уже достаточно много о Ханаане и ханаанеях, и мы с вами можем сказать, что ханаанеи были самым многочисленным или одним из самых многочисленных оседлых народов Ханаана. Почему оседлых? Потому что в Ханаане жили и кочевники, а часть оседлого населения Ханаана в недавнем прошлом кочевало. Примером тому могут служить амореи, которые кочевали по огромной территории от Среднего течения Евфрата до Северного Ханаана. Они же осели в Месопотамии и в Ханаане и создали там и там ряд государств. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. в северном Заиорданьи существовало аморейское государство Вассан (Бассан), которое занимало всю юго-западную часть современной Сирии. Самое позднее из известных упоминаний ханаанеев отмечено в древнегреческих источниках около 500 года до н.э. В них ханаанеями, как я уже говорил, названы финикийцы, т.е. жители Финикии (современный Ливан).
Ханаан никогда не был захолустьем уже потому, что всегда связывал Африку и Азию. Ханаан всегда был оживленной и обжитой магистралью, потому что составлял западное крыло Плодородного полумесяца – колыбели оседлого земледелия Ближнего Востока и Европы. Здесь очень давно появились первые протогорода, такие как Иерихон – старейшее укрепленное поселение земледельцев в мире, возникшее в середине X тысячелетия (!) до н.э. Одним из древнейших протогородов был ханаанский (финикийский) Библ. Создатели древних земледельческих обществ были вытеснены древними кочевниками-семитами. Прибывая в Ханаан, они начали строить на возвышенностях небольшие, но хорошо укрепленные города, которые служили оплотом их небольших государств. Многие современные города Ближнего Востока были основаны именно ханаанеями, причем задолго до рождения Иакова-Израиля. К таким городам относится Иерусалим, Вирсавия, Хеврон, Сихем (Наблус), Рабат-Аммон (современный Амман), Газа (!), Аскалон (Ашкелон), Азот (Ашдот), Яффа, Дор, Акко, Тир, Сидон (Сайда), Берит (Бейрут), Гебал (Библ), Дамаск и многие другие. Среди мертвых городов Ханаана можно назвать города Изреель, Лахиш, Гезер, Угарит и Мегиддо. Последний широко известен как Армагеддон (древнегреческий вариант названия). Многие из этих городов – это средиземноморские порты, через которые шла интенсивная для своего времени торговля с Египтом, Кипром, Критом и Балканской Грецией. Территорию Ханаана пересекали караванные торговые пути. По восточно-средиземноморскому побережью со времен неолита проходила приморская торговая дорога, которая связывала все средиземноморские портовые города от Египта до Малой Азии. В древнем ханаанском портовом городе Лаис (Дор) от нее через Изреельскую долину (долину Мегиддо) отходила ветвь, ведущая в Дамаск, а затем в Месопотамию. По восточному берегу Иордана проходила другая караванная дорога – Царская. Она шла из Египта через земли эдомитов (Эдом) и моавитов (Моав), через город Рабат-Аммон – главный город аммонитов (Аммон) – в Дамаск, а затем в Междуречье.
Ханаан в позднем Бронзовом веке был страной городов-государств. Для той эпохи количество городов в Ханаане, видимо, било все рекорды. В этом отношении Ханаан был предтечей Греции классического периода с ее многочисленными полисами (городами-государствами). Конечно, города Ханаана были несоизмеримо меньше городов Египта и Месопотамии. Однако их было много, и они плотно покрывали всю территорию Земли обетованной. Но их карликовые размеры, слабость и непрерывная вражда друг с другом делали их сравнительно легкой добычей для захватчиков. Хотя существовали и союзы городов-государств, объединенных вокруг какого-либо святилища, имеющего региональное или общеханаанское значение.
В 2000-1550 годах до н.э. Ханаан находился под культурным влиянием Месопотамии. Затем последовала эпоха культурной и политической зависимости Ханаана от Египта. При этом города-государства Ханаана продолжали существовать, а некоторые даже процветали и при этом платили Египту дань. Однако в целом, египетское «иго» было вполне терпимым. Столицей египетского Ханаана была Газа (та самая). Здесь располагалась египетская администрация и египетский гарнизон. В 1670-1570 годах до н.э. Египет был завоеван кочевниками гиксосами, которые хозяйничали и в южных районах Ханаана. В результате вторжения египтяне на некоторое время утратили контроль над Ханааном, но разобравшись с захватчиками у себя на родине, они уничтожили гиксосов в Ханаане и силой восстановили там прежнее положение. Однако в XIV веке до н.э. на севере Ханаана и в Сирии появилась новая сила – хетты, индоевропейский народ, который, осев в Малой Азии, претендовал на власть во всем Восточном Средиземноморье. Поэтому весь завершающий период Бронзового века (приблизительно до 1200 года) в жизни Ханаана был отмечен противостоянием Египетской и Хеттской Империй, в ходе которого хетты вырвали у египтян контроль над северными районами Ханаана и северо-западной Сирией. Кстати, хетты упоминаются в Библии в перечне народов Ханаана, и это свидетельствует о том, что хетты не только подчиняли себе страны Ближнего Востока, но и колонизировали их.
Говоря о Ханаане, нельзя не упомянуть тот факт, что именно Ханаан является родиной алфавита, который затем заимствовали греки, этруски и римляне, а после них – все народы Европы, Средней Азии и Америки. Часто встречается утверждение о том, что алфавит «придумали» в Финикии в самом начале I тысячелетия до н.э. Это так, но Финикия – это часть Ханаана, и финикийский алфавит – это один из ханаанских алфавитов. Но в ханаанском городе Угарит алфавит возник на несколько столетий раньше. Правда, угаритский алфавит был клинописным, что свидетельствует о том, что он – плод месопотамского культурного влияния. Поздние ханаанские алфавиты состояли из знаков, явно происходящих от пиктограмм египетского типа. Финикийский алфавит тоже использовал подобные знаки, и он – результат уже египетского культурного влияния. Алфавитное письмо породила торговля ханаанских купцов. Этот революционный тип письма кардинально демократизировал письменность, которая впервые перестала быть достоянием исключительно жречества и царских писцов. Алфавитное письмо стало доступно всем, кто испытывал необходимость в фиксации информации, первоначально только хозяйственной. Именно алфавитное письмо сделало возможной частную торговлю, частную собственность, частное предпринимательство и т.д. Самая читаемая книга иудо-европейской цивилизации – Библия – стала тем, чем она является только потому, что она написана алфавитным письмом, причем написана на иврите – на языке, близкородственном языкам древнего Ханаана.
Катастрофа конца бронзового века
Современные историки едины во мнении о том, что бронзовый век завершился в XIII-XII веках до н.э. масштабной катастрофой. Исследования последних десятилетий утверждают, что катастрофа имела экологические причины – похолодание и вызванное им снижение количества осадков во всем Средиземноморском регионе. Засуха вызвала падение урожайности и иссушение пахотных земель в регионах, которые в недавнем прошлом служили житницами империям и городам-государствам бронзового века. Вместе с голодом и истощением запасов зерна начались острые социальные конфликты, которые нередко приводили к разрушению древних царств изнутри. Голод был причиной обезлюдения многих древних центров цивилизации. Прекратилось движение по торговым путям. Пресеклись и были забыты многие культурные традиций и производственные технологии. В некоторых регионах исчезали местные виды письменности. Неслучайно, в Греции период после этой катастрофы известен как «темные века» (XI-VIII век до н.э.).
Голод заставлял целые племена и народы сниматься с места и уходить или уплывать в поисках более благоприятных условий жизни. Это переселение народов продлилось до начала VIII в. до н.э. Вооруженные авангарды и целые армии переселенцев нападали на еще живые города и деревни, грабили и сжигали их. В итоге, все города Восточного Средиземноморья от Трои до Угарита и от Угарита до Газы были разрушены, и часть из них никогда не была восстановлена. Исчезла микенская и хеттская цивилизации, были уничтожены города-государства западной Сирии и Северного Ханаана. Египет утратил контроль над всем Восточным побережьем Средиземного моря. К несчастью, для гибнущих цивилизаций Бронзового века в это же самое время началось распространение железного оружия. Причем, первыми его обладателями были варвары, обрушившиеся на Восточное побережье Средиземного моря.
Частью этого трагического действия было нашествие так называемых «народов моря». Это название египтяне дали морским захватчикам, которые обрушились на прибрежные города Египта в XII веке до н.э. Судя по египетским источникам, среди «народов моря» были выходцы из Сардинии («шерданы» – сардинцы) и Южной Италии, а также из Балканской Греции («ахиява» или «акайваша» – ахейцы). Кстати, захват греками-ахейцами Трои в начале XII века до н.э. сегодня все чаще рассматривается как первая атака балканских греков на города Восточного побережья Средиземного моря от Дарданелл до дельты Нила. Не исключено, что состав союзных войск, возглавляемых микенским царем Агамемноном, не был настолько этнически однородным, как его описывает Гомер. Вполне возможно, что в захвате Трои участвовали не только греки-ахейцы, но и другие «народы моря». Кстати, есть еще одна точка зрения, согласно которой среди «народов моря» преобладали совсем не греки, а доиндоевропейское население южной Европы и Малой Азии, а также догреческое население Греции – пелазги. Так или иначе, обе части Ханаана – египетская (южная) и хеттская (северная) – оказались под ударами морских захватчиков, которые разграбили и разрушили практически все прибрежные города Южного Ханаана и часть городов Северного Ханаана, о чем красноречиво свидетельствуют археологические раскопки.
Катастрофа конца бронзового века не закончилась экспансией «народов моря». Регулярные засухи не только ослабили практически все государства Ближнего Востока, но и привели в движение кочевников-скотоводов в глубине Сирийской степи (пустыни), которая подпирает Плодородный полумесяц изнутри на всем ее протяжении от Мертвого моря до низовья реки Евфрат. На рубеже XII-XI веков до н.э. кочевники начали непрерывно атаковать земледельческие государства Ханаана. Нападавшие получили название «народов степи». Главным действующим лицом этого вторжения были арамеи (арамейцы). Они не были единым народом. Не существовало тогда и какого-то единого арамейского языка. Арамейцы говорили на многих близкородственных диалектах. Они, как и ханаанеи, относились к западносемитским народам, но по языку были ближе к древним евреям, чем к ханаанеям.
Протяженность фронта арамейской экспансии была огромной. Арамеи двигались на запад и север-запад, обрушившись на всю восточную периферию Северного Ханаана, а также на хеттских вассалов севернее Ханаана. Оседлое население Ханаана бежало в еще незахваченные арамеями ханаанские города. В результате, численность оседлого населения и количество городов на приморских нагорьях начали снижаться. Древние земледельческие регионы заселяли кочевники. Пашни превращались в пастбища. Хотя были и исключения. В ряде мест арамеи осели на земле и перешли к пашенному земледелию. Одним из таких мест стал оазис Дамаска (столица современной Сирии). Арамеи, не будучи одним сплоченным народом, не представляли собой какой-то и единой политической силы. В период нападения на Ханаан у них не было государства или государств. Они не создали единого государства даже после того, как осели в Ханаане. Их хватило на создание множества мелких племенных государств (вождеств) и нескольких небольших городов-государств.
Филистия
Разграбив и разрушив все прибрежные города, «народы моря» осели на средиземноморском побережье Южного Ханаана. В Библии эти люди названы «филистимлянами». Хотя сами себя они так не называли, но их самоназвание, к сожалению, нам не известно. Что касается названия «филистимляне», то оно происходит от древнегреческого слова «филастин», а оно, в свою очередь, происходит от древнееврейского слова «плиштим», т.е. «пришельцы, захватчики, оккупанты». В общем, логика вполне понятна.
Зона расселения филистимлян охватила все побережье Средиземного моря от современного Тель-Авива (на севере) до современной границы Египта и сектора Газы (на юге). Древние евреи называли всю эту страну, как и ее обитателей, «Плиштим». Греки называли ее «Филастин» или «Фаластин» (гр. «Φιλαστίν», «Φαλαστίν»). Позднее римляне переиначили греческое «Фаластин» в «Палестину» (лат. Palaestina). В церковнославянской Библии захватчики названы «филистимлянами», а завоеванная ими часть Ханаана – «Филистийской землей» («Филистией»). Да-да, сектор Газа и приморская полоса израильской земли от Газы до Телль-Авива, точнее до поглощенной Телль-Авивом города Яффа – это и есть настоящая стопроцентная Палестина, и создали ее «народы моря» –выходцы с Балкан и, как утверждают археологи, носители микенской культуры. Попытки филистимлян осесть в Северном Ханаане (Финикии) не дали результатов. Граница Филистии и Финикии долгое время проходила севернее уже упомянутого города Лаис (Дор), и в целом на протяжении всего первого тысячелетия до н.э. географическое понятие «Филистия» было очень конкретным и на удивление стабильным.
История Филистии развивалась так: захватчики-филистимляне восстановили все или почти все разрушенные ими же ханаанские города на контролируемой ими территории, создав свои города-государства: (1) Газа (Аза), (2) Аскалон (современный израильский Ашкелон), (3) Азот (современный израильский Ашдод), (4) Гат (Gath) и (5) Экрон (Аккрон). Первые четыре города – восстановленные филистимлянами ханаанские города, а последний город – Экрон основан и построен филистимлянами «на чистом месте». Кстати, город Гат – это родной город легендарного Голиафа, которого молодой Давид убил камнем из пращи. Филистийское Пятиградие являлось амфиктионией, т.е. культовым союзом городов-государств. Культовым центром Пятиградия (гр. Pentapolis) был храм западно-семитского (!) бога Дагона, которого изображали в виде полурыбы-получеловека (слово «дагон» означает «рыба»). Известно, что храмов Дагона было два – в Газе и Азоте, причем храм в Газе, видимо, был древнее. Возможно, первым гегемоном Пятиградия была Газа, но затем центр силы переместился в Азот. Осев в Ханаане, филистимляне подверглись мирной семитизации, о чем свидетельствует их поклонение семитскому богу Дагону. Но на этом семитизация филистимлян не закончилась. Какое-то время сохраняя свою этническую и культурную идентичность, филистимляне, в конце концов, перешли на местный ханаанский диалект западно-семитского языка, создав свой собственный филистийский семитский (!) язык. Процесс семитизации филистимлян завершился к концу VIII – началу VII веков до н.э.
Что удивительно, именно филистимляне обладали технологиями выплавки и обработки железа, а также производства из него орудий труда и конечно же боевого оружия. Кроме них эти технологии были известны только хеттам. Так что филистимляне с момента своего появления на ханаанском побережье Средиземного моря были хорошо вооружены, хорошо подготовлены и, видимо, очень агрессивны. Считается, что вплоть до начала X века до н.э. филистимляне силой продвигались вглубь континента, захватывая внутренние районы Ханаана. Затем начался длительный период их отступления к побережью под давлением израильтян. В итоге их владения ограничились только узкой прибрежной полосой, которая долгое время носила название «Филистия». Свою независимость города-государства филистимлян потеряли в конце VIII века до н.э., когда на регион обрушилась Ассирийская Империя.
Первым под ударами ассирийцев пала Яффа, принадлежавшая филистийскому городу-государству Аскалону (Ашкелон). Всю Филистию захватил Ассирийский царь Тиглатпаласар III (период правления: 745-727 гг. до н.э.). Филистимляне несколько раз восставали против ассирийцев, но всякий раз терпели поражение. Тем не менее, города-государства филистимлян продолжали существовать, хотя Пятиградие в это время уже окончательно распалось. В VI веке до н.э. Филистия была завоевана Нововавилонским царем Навуходоносором II (период правления: 605-563 гг. до н.э.). В ходе завоевания был разрушен Ашкелон и ряд других филистийских городов. Но Газа продолжила свое существование и, видимо, не бедствовала. После падения Нововавилонского царства Газа на некоторое время приобрела самостоятельность. Однако в это время, т.е. в 540-525 году до н.э., в Газе и, видимо, во всей южной Филистии проявились арабы-набатейцы, которые контролировали пустыню Негев вплоть до Красного моря. Они превратили порт Газы в конечный пункт караванного торгового пути, по которому в Европу поставлялись арабские благовония и индийские специи. В середине III века до н.э. набатеи создали свое государство – Набатейское царство (Набатею) со столицей в городе Петра (современная Иордания), который в лучшие годы составлял конкуренцию Александрии Египетской.
Арам – страна арамеев
Захватывая земледельческие страны, арамеи создавали на захваченных территориях свои племенные государства и города-государства. Начиная с XIII века до начала XI века до н.э. они создали десятки мелких и небольших государств по всему Плодородному полумесяцу. Эти государства имели собственные названия, к которым соседи добавляли слово «Арам», например, Арам-Соба (Алеппо), Арам-Дамаск (это понятно), Арам-Маака (Восточная Галилея), Арам-Нахараим (обобщающее название арамейских государств на обоих берегах Евфрата) и т.д. Добавляли и другое слово – «Бет». Известны государства арамеев Бет-Адини (к югу от Каркемиша), Бет-Агуси (Арпад, позднее Алеппо), Бет-Замани (верховья р. Тигр), Бет-Бахиани (Гузана) и т.д. Были государства, которые называли то так, то так. Примером тому служит небольшое арамейское государство Арам-Рехоб или Бет-Рехоб, созданное на правом берегу Иордана – севернее Галилейского моря. Некоторые города-государства именуются по их столице, например, государство Бет-Агуси могло называться по его столице «Арпадом».
Арамейские государства, возникшие севернее и восточнее реки Оронт на землях, которые когда-то контролировала Хеттская Империя, например, государства Хамат, Самаль и Арпад (Бет-Агуси), как правило, имели одно существенное отличие от государств, созданных арамеями в Ханаане: они не были чисто арамейскими. Эти государства были арамо-хеттскими, т.е. в их основу был положен союз пришлых арамеев и сохранившегося населения вассальных государств Хеттской Империи. В специальной литературе такие государства называются позднехеттскими. На юге арамейские государства были моноэтническими. К таким «чисто» арамейским государствам относятся самые крупные и самые влиятельные государства Арам-Дамаск, Арам-Цоба. Эта особенность южных арамейских государств демонстрирует несовместимость ханаанеев и арамеев. Каждое наступление арамеев на Северный Ханаан вызывало поток беженцев, которые покидали насиженные места в глубине материка и уходили на побережье – в города-государства Финикии, населенные братьями-ханаанеями, Акко, Тир, Сидон, Гебал (Библ) и т.д. Нашествие арамеев привело к тому, что весь Северный Ханаан сжался до узкой приморской долины, ныне известной как Финикия. Причем, здесь приморская долина намного уже, чем в Филистии. Все, что находилось восточнее Ливанских гор и гор Ансария (Джебель-Ансария), оказалось в руках арамеев.
Количество арамейских государств не должно вводить в заблуждение. Арамеи не принесли с собой нового порядка и не создали своей Империи. На Ближнем Востоке очень скоро в игру включились старые игроки. Так, в конце X века до н.э. Ассирийская Империя начала выходить из кризиса и возвращать себе свои прежние владения в Месопотамии (конец X – середина IX века до н.э.), а затем на востоке от Евфрата – на территории современной Сирии (IX века до н.э.). В результате арамейские царьки сравнительно быстро потеряли свою политическую независимость. Упорное сопротивление ассирийцам оказал Арамейский Дамаск, подчинивший себе большую часть бывшего Северного Ханаана, расположенную восточнее Ливанских гор. Арамеи Дамаска с переменным успехом вели войны с израильтянами, подчинившими себе весь Южный Ханаан, но не устояли перед ассирийской мощью после того, как в 732-722 годах до н.э. Новоассирийская Империя уничтожила Северное израильское государство. В итоге, к концу VIII века до н.э. все арамейское сопротивление на территории древнего Ханаана было подавлено, и все арамеи стали подданными ассирийских царей. Большое количество людей, проживающих в регионе, были депортированы в Ассирию, Вавилонию и другие владения Империи.
Возможно, уже под владычеством ассирийцев все земли, находящиеся между Ливанскими горами и горами Ансария на западе и Евфратом на востоке и ограниченные с севера горами Тавра, а с юга – Сирийской степью (пустыней), стали называть «Арам» («Арамея»), т.е. страна арамеев. Это страна имела два важных центра: город Дамаск, лежащий на северо-востоке от Земли обетованной, и город Алеппо, расположенный в северной части страны. Где-то в V веке до н.э. греки назвали страну Арам «Сирией», а ее жителей «сирийцами». Есть мнение, что слово «Сирия» – это производное с тем же значением от слова «Ассирия» (ивр. Aššûr; арам. Ašur), причем только в арамейском, а затем и древнееврейском языках. Утверждается, что для арамейского языка была характерна потеря при прочтении слов первой буквы «алеф». Короче «Сирия» – это «Ассирия», но произнесенная без первой буквы. В такой фонетической форме это слова было усвоено греками, которые стали называть «Сирией» не всю Ассирию, а лишь ее западную часть. Уже после завоевания Ближнего Востока Александром Македонским (годы жизни 356-323 гг. до н. э.) название «Сирия» официально закрепилось за регионом в период господства Селевкидов (312-64 гг. до н.э.) и используется по сей день.
Как видите, политическая история арамеев не производит особого впечатления. Но вот история армейского языка, арамеита, просто уникальна и удивительна. Обойти ее вниманием нельзя ни в коем случае. Арамейский язык приобрел вес по мере того, как Новоассирийская Империя (911-605 гг. до н.э.) захватывала арамейские государства в Месопотамии и в Ханаане. Как я уже говорил, арамеи говорили на многих диалектах. Так вот, на основе диалектов, на которых говорили арамеи, осевшие в Месопотамии к VIII веку до н.э., сформировался месопотамский арамейский язык, который при царе Тиглатпаласаре III (период правления: 745-727 до н.э.) приобретает значение общеимперского языка. Сегодня мы могли бы назвать его «языком межнационального общения». Месопотамский арамейский язык сохранял свое значение и статус с середины VIII до конца IV до н.э., а затем продолжил свое неофициальное существование в качестве lingua franca Ближнего Востока, конкурирующего с древнегреческим языком. Таким образом, арамейский язык использовался в качестве языка общественной и хозяйственной жизни, а также государственного управления в поздней Новоассирийской Империи, в Нововавилонской Империи и в Империи Ахеменидов (Древнеперсидской Империи), а затем еще и в эллинистических царствах, в Парфянской Империи (Иран) и в восточных провинциях Римской Империи. В ходе своего триумфального шествия по Ближнему Востоку «имперский арамейский» вытеснил многие родственные семитские языки, стал универсальным языком семитских народов Ближнего Востока вплоть до арабского завоевания VII века н.э. и последующей арабизации населения. Однако этот древний язык живет и в наше время в виде новоассирийских языков и диалектов, на которых говорят и пишут христиане-ассирийцы («айсоры»), проживающие в Северном Ираке, в юго-восточной Турции, в северо-восточной Сирии, Армении, Грузии и в северо-западном Иране. Этот живой ново-арамейский язык является литургическим языком Ассирийской Церкви Востока (Сиро-Персидская Церковь); и Сиро-яковитской Православной Церкви. Одна из его версий известна как «сирийский язык». Это один из литературных языков Восточного христианства. На особом диалекте арамейского языка говорят и пишут еще и поклонники мандеизма – мандеи («сабии»), проживающие в основном на юге Ирака.
Израильтяне начали переходить на арамейский язык будучи в вавилонском плену, где в их среде сформировалась новая версия арамейского языка, которую лингвисты называют «вавилонский иудейский». После завоевания ассирийцами всей Земли обетованной там арамейский язык вытеснит древнееврейский и выжившие ханаанские и местные аморейские языки. На арамейский перешли даже арабы-набатеи. В итоге, к началу эпохи Нового завета на древней Ханаанской земле возникнет несколько местных диалектов арамейского языка – галилейский, иудейский и самарийский. Иерусалим и Храмовое священство говорили на иудейском диалекте, а Иисус Христос и его апостолы – на галилейском диалекте арамеита. Таким образом, в годы земной жизни Иисуса Христа арамейский язык господствовал в быту, хотя образованные израильтяне, несомненно, хорошо знали иврит. И если евреи Израиля и Южной Сирии (Дамаск) говорили на западных диалектах арамеита, то вавилонская диаспора по-прежнему использовала восточные диалекты арамеита. Значение арамейского языка сохранялось до его вытеснения ладино и идишем.
Каждая группа диалектов арамейского сформировала свой литературный язык. Если Священное Писание евреев – Библия (Танах) – почти полностью записано на иврите, и лишь отдельные отрывки в книгах Пророка Даниила и Ездры – на арамейском, то кодификация Священного Предания в виде Талмуда (Мишна и Гемара) целиком произведена на арамейском языке. При этом Иерусалимский Талмуд записан ориентировочно в 350-400 годах н.э. на западном арамейском, а Вавилонский Талмуд в 400-650 гг. н.э. – на восточном арамейском. Но начиная с эпохи Нового завета, на арамейский переводили и Библию. Эти переводы известны как «таргумы». Кроме этого, существовала и все еще существует огромная литература на иудейском арамейском, огромное количество глосс (заметок) на полях древних манускриптов.
В жизни древней Иудо-христианской церкви главенствующее место занимал не древнегреческий, а иудо-арамейский язык. Считается, что первые речения Христа были записаны именно на иудо-арамейском языке. Этот язык был известен всей иудейской диаспоре по всей Римской Империи, и он был понятен сирийской (арамейской) диаспоре, тоже повсеместно распространенной по всей Империи. Христианская литература на древнегреческом языке в первые два столетия существования Церкви не имела такого значения, которое она приобретет позднее. Думаю, что первым литургическим языком Христианской Церкви был иудо-арамейский язык. Тексты на древнегреческом языке могли носить исключительно вспомогательный характер и быть ориентированы исключительно на ту часть иудо-сирийского мира, которая уже утратила знание арамейского. Не исключено и то, что каноническим Евангелиям, которые написаны на древнегреческом языке, их авторы отводили совсем не ту роль, которую они начали играть позднее. Но не будем углубляться в догадки и ограничимся утверждением о том, что древняя Иудо-христианская Церковь была арамоговорящей церковью.
Теперь несколько слов об арамейских алфавитах. Первоначально арамеи использовали финикийский алфавит. Затем на основе финикийского алфавита они создали свой алфавит, который получил название «квадратного письма». На основе арамейского алфавита был разработан ивритский и арабский алфавит, а также еще целый ряд восточных алфавитов. Таким образом, классический арамейский алфавит стал для Ближнего Востока тем, чем для Запада были древнегреческие алфавиты.
Израильтяне в Ханаане
Долгое время только Библия являлась источником знаний об истории Израильского народа. Ветхий Завет содержит книгу, которая в церковнославянском варианте Библии называется «Книгой Иисуса Навина». Это шестая книга Библии. В ней излагается история Израильского народа от смерти Моисея до смерти Иисуса Навина – вождя израилитян, под предводительством которого Ханаан был завоеван и разделен между 12-ю коленами (племенами) богоизбранного народа. Считается, что завоевание Ханаана израильтянами произошло в середине XV века до н.э. Но, если нападения «народов моря» на Ханаан начались в начале XII века до н.э. или, самое ранее, в конце XIII века до н.э., то нападение на Ханаан израилитян не могло предшествовать этому. Израильтяне, возглавляемые Моисеем и Иисусом Навином, были кочевниками и варварами, и, в принципе, могли овладеть Ханааном только в случае существенного ослабления ханаанских городов-государств. Такое ослабление, бесспорно, имело место в период, когда волны «народов моря», осев и закрепившись на побережье, начали совершать глубокие рейды вглубь Ханаана. То есть завоевание Ханаана израильтянами не могло предшествовать катастрофе бронзового века. Оно могло быть только частью этой катастрофы или его следствием.
Похоже, что точку в спорах о сроках завоевания Ханаана израильтянами поставила современная археология: завоевания Ханаана, описанного в Книге Иисуса Навина, в реальности просто не было. Нападения «народов моря» на приморские города убедительно подтверждаются масштабными разрушениями, которые достаточно точно датируются. В глубине материка разрушения старых городов были, но они не носили такого синхронного характера, как разрушения прибрежных городов. Похоже, что в конце XIII и в XII веке до н.э. Ханаан охватил продолжительный социально-политический кризис: возможно, гражданская или религиозная война или войны, дополняемые регулярными грабительскими рейдами филистимлян. В результате этого длительного кризиса древние города Ханаана пришли в упадок. При этом по данным археологии на Ханаанском нагорье на рубеже XIII и XII веков до н.э. появилось около 250 новых поселений, которые, кстати, были построены на незаселенных возвышенностях. Скорее всего, это свидетельствует о проникновении в страну переселенцев извне. Возможно, это и были кочевники-израильтяне, которые занимали целинные земли Ханаанского нагорья и переходили к земледелию и оседлой жизни, а иссушение пастбищ на Синае и в Заиорданьи могло просто не оставить им иного выбора. Так что никакого еврейского завоевания «a la Khan Baty» («а ля Хан Батый») не было. Было растянутое во времени проникновение кочевников в обескровленную страну и их закрепление на свободных землях, пригодных к обработке.
Согласно Библии, Иисус Навин не только возглавил завоевание Ханаана израильтянами. Он еще и поделил землю Ханаана между 12-ю коленами (племенами) своего народа: (1) Дан, (2) Асир, (3) Завулон, (4) Иссахар, (5) Вениамин, (6) Симеон, (7) Манасия, (8) Гад, (9) Иуда, (10) Ефрем, (11) Нефалим и (12) Рувим. Уточню: земля Ханаана была поделена до того, как она была полностью отвоевана у ее владельцев. Несмотря на пребывания в своих уделах всех 12-ти колен, израильтяне создали в городе Силом в уделе Симеона единый для всего народа культовый центр, где хранился Ковчег Завета и проводились общеизраильские религиозные праздники. Таким образом, Силом стал первой религиозной столицей Израиля. Вероятно, все эти колена действительно существовали в том же количестве и с теми же именами, но в 732-722 годах до н.э. Ассирийская Империя завоевала всю северную и центральную часть Земли обетованной, принадлежащую десяти северным коленам Израилевым. Ассирийцы угнали все местное население и расселили группами по всей своей Империи. Никто из депортированных израильтян не вернулся обратно. Так, бесследно пропало 10 из 12 колен Израилевых! Правда, если покопаться, то получается, что пропало не 10, а 9,5 колен. Остались колена Иуды, Симеона и половина колена Вениамина, и с конца VIII века до н.э. еврейский народ представляют потомки только двух этих колен. Однако израильтяне достаточно давно утратили память о своей принадлежности к тому или иному колену, слившись в единый народ, видимо, уже в Вавилонском плену.
Продолжение следует
Все фотографии и карты из общедоступных источников