У каждого есть тётя, которая освоила ватсап, и каждое божье утро отправляет 150 картинок "с добрым утром," "с началом трудовой недели" , "с концом зимы", и 200 видео на все случаи жизни! Кто-нибудь отберите у нее телефон!
Вот точно такое же желание выкрикнуть: "Кто-нибудь отберите у МЧСовцев то, чем они пишут изменения в свои нормы", возникает лично у меня, когда анализируешь очередные изменения в нормативные документы. Потому что то, к каким результатам приводят эти реформы не поддается цензурному комментированию. В очередной раз это прочувствовал, анализируя изменения в Свод правил СП 1.13130.2020.
Все знают про десятки детей, сгоревших в ТРЦ «Зимняя Вишня».
Многие знают, что пожар в этом ТРЦ начался с детской игровой зоны в том числе из-за применения легковоспламеняемых материалов.
Меньше людей знают, что через три года после этого пожара (а не на следующий день, как следовало бы), МЧСовцы таки ввели в практику полезное требование пожарной безопасности, которое содержалось в пункте 5.2.6 СП 1.13130.2020. Суть этого требования в запрещении использовать легковоспламеняемых материалы для детских аттракционов или игрового оборудования.
Еще меньшее количество людей в курсе про такие же требования, которые содержались в нескольких технических регламентах, в частности в техническом регламенте Таможенного союза - ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», в технических регламентах Евразийского экономического союза «О безопасности игрового оборудования (ТР ЕАЭС 042/2017) и «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016).
И уж совсем мало людей знают, что с первого января 2024 года пункт 5.2.6 СП 1.13130 – утрачивает силу в связи с очередными изменениями.
Кому выгодно это изменение? Прежде всего- бенефициарам компаний, которые наживаются на таких детских игровых зонах, ведь теперь в обновленном СП 1.13130.2020 запрет на использования аттракционов и игрового оборудования изготовленного из легковоспламеняющихся материалов снят!
Вот ведь сделали МЧСовцы бизнесу шикарный подарок к Новому 2024-му году. Теперь можно ставить любое оборудование. Вроде бы так.
Правда МЧСовцы не видят в этом проблем, ведь в ответ на запрос о том, как же теперь обеспечить пожарную безопасность и заставить владельцев этого бизнеса применять безопасные материалы в письме от 25 декабря 2023 года No 117-2849-13-4 работники ВНИИПО МЧС России написали, что есть мол ТР ЕАЭС 038/2016 Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» и «в соответствии с пп. б п. 2 Приложения №3 ТР ЕАЭС 038/2016 для аттракционов, предназначенных для детей, не допускается применение следующих материалов: полимерные легковоспламеняющиеся материалы; чрезвычайно опасные по токсичности продукты горения; новые материалы, свойства которых недостаточно изучены».
И опять ВНИИПО демонстрирует абсолютный отрыв от реальности. Проблема-то не в этом. Да, этот технический регламент есть, но он есть с 2016 года, и его наличие не помешало применить в детской игровой зоне ТРЦ «Зимняя Вишня» опасные материалы. Вот – цитата из окончательного приговора по этому делу:
«Далее, 25.03.2018 около 16 часов 00 минут в юго-восточной части 4 этажа 2-й очереди ТРЦ в поролоновой яме батутного центра «Граффити» произошло возгорание. Вследствие этого, 25.03.2018 не позднее 16 часов 04 минут на четвертом этаже ТРЦ, где находилось значительное количество людей – посетителей, включая детей, лиц из числа персонала ТРЦ, а также имущество физических и юридических лиц, возник пожар. Далее пламенное горение и газообразные продукты пиролиза распространились по 4-ому этажу с переходом на 3-й этаж. Быстрому развитию горения в батутном центре «Граффити» способствовало сосредоточение легкогорючих поролоновых кубиков».
Кто мешал применять положения, указанного в письме ВНИИПО Техрегламента ЕАЭС в 2018 году? Ведь он уже два года как работал. Кто мешал защитить с его помощью детей в Зимней вишне с помощью другого технического регламента - ТР ЕАЭС 042/2017? И, если они уже были - то зачем же тогда вносили в СП 1.13130 требование о запрещении аттракционов и игрового оборудования в 2020 году, если оно уже было в 2016 и 2017 годах? Это первый, важный, методологический вопрос. Зачем-то же это было нужно?
Но, помимо этого, есть вопрос и второй, а нужно ли владельцам объектов защиты – зданий, сооружений соблюдать эти требования ТР 042 и 038? Почему я задался этим вопросом? Ну ведь если раньше, когда это было обязательно, требования указанных технических регламентов не соблюдались, то соблюдать их сейчас, после изменения статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, никто не будет точно. И я знаю коммерсов которые будут до потолка прыгать, потому что теперь уже не нужно соблюдать других технических регламентов, даже содержащих при этом требования пожарной безопасности. Ведь теперь очевидно, что ответ на вопрос: "будет ли пожарная безопасность объекта защиты считаться обеспеченной если взять, да и плюнуть на соблюдение этих технических регламентов Евразийского экономического союза", в силу современной редакции статьи 6 123-ФЗ будет положительным.
Раньше, до последней редакции статьи 6 пожарного Техрегламента, пожарная безопасность объекта защиты считалась обеспеченной, если в полном объеме соблюдались требования всех технических регламентов (в том числе международных) принятых в соответствии с Федеральным законом о техническом регулировании. А вот в новой редакции этого – нет!
Сейчас пожарная безопасность считается обеспеченной только если: выполняются требования этого самого Технического регламента о требованиях пожарной безопасности – 123 ФЗ и, на выбор, требования или нормативных документов указанных в перечне к нему, или СТУ или СТО – но никак не иных технических регламентов - нормативных правовых актов по пожарной безопасности, выполнение которых было обязательно ранее и к которым, безусловно относятся и названные выше технические регламенты таможенного союза и евразийского экономического союза уже в силу статьи 4 того же пожарного Техрегламента.
Ну а какой еще вывод можно сделать, если при строгом буквальном прочтении этой шестой статьи - выполнение требований любых нормативных правовых актов по пожарной безопасности – не является условием обеспечения пожарной безопасности. А если является, то, где же напрямую это указано? Точно не в статье 6 123-ФЗ.
Ну и, очевидно, что данные Технические регламенты не входят в перечень тех обязательных требований, которые являются предметом проверки Федерального государственного пожарного надзора
Да, слава богу, пока есть статьи 37 и статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» и на практике было бы можно «привязаться» к ним.
Делается это так:
в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», . В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» обязательные требования пожарной безопасности устанавливаются нормативными правовыми актами по пожарной безопасности, а в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ к ним относятся и эти технические регламенты.
Логика такая есть и она может помочь на практике. Правда, как юридически грамотно поправил меня пожарный специалист Денис Куцобин, эта логика не применима к ФГПН, ввиду того, что именно статьи 37 Федерального закона нет в перечне обязательных требований размещенных на сайте МЧС России, а значит Федеральный пожарный надзор, по хорошему, не имеет право проверять выполнение обязанности руководителя организации по соблюдению требований пожарной безопасности. Вот до такого "анекдота" дошли реформаторы надзорной деятельности.
Но, речь не идёт о том, что у руководителя организации теперь отсутствует обязанность соблюдать требования по логике, изложенной выше. Речь только о том, что ФГПН после реформ и мораториев стал похож на такого вот кота.
А вот для других пожарных специалистов, для прокуратуры, для суда в который кстати и инспектор ФГПН не то, что может, а и обязан обратиться обнаружив угрозу - логика вполне себе - рабочая. Да и инспектор ФГПН может, руководствуясь и ею, и своей обязанностью обнаружив угрозу - обращаться в суд - использовать ее для защиты детей.
Но, во-первых этой логикой мало кто пользуется для того, чтобы победить тех, кто хочет ради своей выгоды рисковать малышами, во-вторых, найдутся умники-юристы, которые начнут в интересах этих добрых «коммерсов» применять принцип lex posterior derogat legi priori.
Правда и на таких умников - есть управа. Окончательная такая. "Фактическая. Броня! (с) Надо просто пользоваться методом, который так хорошо показали в этом вот отрывке из старого сериала "Бригада".
К сожалению, в практике пожарного специалиста всё чаще приходится ставить на место оборзевших и расслабленных реформами ГПН коммерсов и тех специалистов, которые за "буквой" нормы не видят ее духа - именно так.
Всё это нас подводит к вопросу - а зачем нам тогда вообще статья 6 в 123-ФЗ? Чтобы продвигать разработку специальных технических условий и стандартов организаций, давно превратившихся в многомилионный бизнес? Иного вывода я не могу сделать, потому что рассматриваемом случае статья 6 – одна из основополагающих статей пожарного Техрегламента - после изменений в СП 1.13130.2020 не работает для обеспечения пожарной безопасности детей в детских игровых зонах.
Все это побудило меня задать в МЧС ряд новых неудобных вопросов:
1) Будет ли в силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» считаться пожарная безопасность объекта защиты обеспеченной, если 1) на объекте выполняются требования установленные этим федеральным законом; 2) будут выполнены требования нормативных документов, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 данного федерального закона, но при этом не будут выполнены требования иных технических регламентов, например: ТР ЕАЭС 038/2016, ТР ЕАЭС 042/2017, в частности, если в детской игровой зоне будет применяться аттракционы и игровое оборудование, выполненное из легковоспламеняющихся материалов.
2) Имеет ли право инспектор государственного пожарного надзора использовать требования иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности, в частности ТР ЕАЭС 038/2016, ТР ЕАЭС 042/2017 обнаружив нарушение их требований, в частности если в какой-то детской игровой зоне будет применяться аттракционы и игровое оборудование, выполненное из легковоспламеняющихся материалов.
3) Что именно побудило убрать из свода правил СП 1.13130.2020 требование о безопасных материалах для игрового оборудования?
4) Когда будет введена ответственность за неправильно разработанные нормативные документы, а те, кто их постоянно меняют будут отвечать за то, что они делают?
Жду ответа, как соловей лета и на этом заканчиваю эту, не самую приятную для меня статью. Так как несмотря на то, что я умею работать с нормами, делать это я не люблю. Но вынужден, так как это непременная часть работы пожарного профилактика.
Ну и, традиционно, хотите научиться также «жонглировать» пожарными нормами, работать с ними на благо, "кошмарить с умом" – записывайтесь на мой авторский курс профессиональной переподготовки «Специалист по пожарной профилактике». Тринадцатый (СЧАСТЛИВЫЙ) поток – стартует в феврале.
*********************************
(c)автор - Павел Юрьевич Князев. Сайт "Профессиональная переподготовка. Специалист по пожарной профилактике" Все права на текст принадлежат автору. Копирование, распространение, использование и иные действия, за исключением ознакомления на данной странице (ресурсе) запрещены. В случае сомнений, руководствуйтесь правилом: всё, что не разрешено - запрещено