Найти в Дзене
Четыре лапы, влажный нос

Мой медведь

Когда-то я здесь писала историю про медведя, но никто и не читал толком. Обиделась, удалила. Но хочется рассказать, поэтому сочиню заново. ****************** Ночью я вдруг проснулась. Ёлка в углу комнаты блестела игрушками. Сопела сестра на соседней кровати, фонарь заглядывал в окно. 31-е декабря, Новый год, который мы всегда встречали утром. Что разбудило? Свет из коридора. Почему-то шёл из комнаты отца, хотя он сам по традиции ушёл ещё с вечера праздновать. И мамы не было. Я заволновалась и пошлёпала на свет. Дверь толкнула, за ней мама оказалась, подскочила - не заходи. Краем глаза успела увидеть разбросанные лоскуты ткани. Странно. Зачем в новогоднюю ночь мама решила шить? Спросонья не сообразила, почапала назад, юркнула под одеяло. Мельком отметила, что под ёлкой подарков не было. Вернее, лежали для родителей, которые мы с младшей сестрой приготовили. Каждый год старались, рисовали, клеили. Помню, однажды я связала юбку для куклы, в качестве подарка маме. И мама обрадовалась, ч

Когда-то я здесь писала историю про медведя, но никто и не читал толком. Обиделась, удалила. Но хочется рассказать, поэтому сочиню заново.

******************

Ночью я вдруг проснулась. Ёлка в углу комнаты блестела игрушками. Сопела сестра на соседней кровати, фонарь заглядывал в окно. 31-е декабря, Новый год, который мы всегда встречали утром. Что разбудило? Свет из коридора. Почему-то шёл из комнаты отца, хотя он сам по традиции ушёл ещё с вечера праздновать. И мамы не было.

Я заволновалась и пошлёпала на свет. Дверь толкнула, за ней мама оказалась, подскочила - не заходи. Краем глаза успела увидеть разбросанные лоскуты ткани. Странно. Зачем в новогоднюю ночь мама решила шить?

Спросонья не сообразила, почапала назад, юркнула под одеяло. Мельком отметила, что под ёлкой подарков не было. Вернее, лежали для родителей, которые мы с младшей сестрой приготовили. Каждый год старались, рисовали, клеили.

Помню, однажды я связала юбку для куклы, в качестве подарка маме. И мама обрадовалась, что научила дочь вязать. Обычно все подарки делали своими руками, но помню и будильник. Специально с сестрой копили деньги со школьных завтраков, купили маме большой и звонкий будильник с колокольчиками сверху. Потому что старый давно просился на покой.

Сейчас подарков для нас под ёлкой не заметила, что и не огорчило. Будут. Просто ещё мама не положила.

Кстати, никогда не просили что-нибудь определённое, письма Деду Морозу не писали. Не помню, чтобы и друзья детства родителям заказывали подарки. Радовались любым, о крупных вообще речи не шло. Машинка, кукла, конструктор, кулёчек с конфетами.

Выходили во двор, хвастались. Новым пупсиком, коробкой карандашей, альбомом с красками. Даже мячом новым, обыкновенным резиновым, о футбольном даже не мечтали, хотя гоняли всем двором.

Начало 60-х, мне лет 8-9 было, жили в доме ведомственном преподавателей сельхозинститута. Скромно жили, зарплаты преподавателей другого и не позволяли. Да и в школе все выглядели на один уровень. Рокфеллеров не водилось вокруг. Разумеется, существовали более богатые семьи, но единицы и среди других не сильно достаток афишировали.

Никому из друзей и одноклассников не дарили на Новый год крутые игрушки, велосипеды и прочую дороговизну. Собственно, их и не продавали - крутые.

Самый наш любимый магазин с небольшим отделом игрушек, называли "стекляшка", потому что в первом и единственном сделали не обычные окна, а большие.

Вот здесь был магазин. Полтора квартала пройти от нашего дома.

Фото автора
Фото автора

Мы и бегали смотреть на игрушки. Тоже весьма скромные - небольшие куклы, мячики, металлические грузовики, зайчики-лисички. Но появились и шикарные - мягкие большие. По нынешним временам - отнюдь невзрачных размеров. Медведь чуть выше школьного ранца. Сантиметров 50, наверное. Но для годов 60-х - гигантский.

Практически каждый ребёнок мечтал о плюшевом медведе. В нашем дворе никому не покупали - дорого.

Много игрушек шили сами, в журнале "Работница" постоянно помещали выкройки. Но маленькие шили, а не плюшевого медведя. Даже мальчики с нашего двора одно время загорелись, тоже рукодельничали. О медведе продолжали мечтать.

И наступил Новый год с подарками. Предвкушением, ожиданием, потому что любому радовались. Кстати, уже в полусне я вдруг сообразила, что под ёлкой видела странную тёмную тень. Фонарь не так светил, что ли? Встать и посмотреть сил не нашла. Утром всё, утром.

А ёлку всегда отец приносил (родители ещё не развелись) огромную-преогромную. Где-то добывал. Продавали вообще очень мало, нужно было исхитриться купить. Наша ёлка не влезала под потолок. Верхушку отпиливали, дерево ставили в деревянную крестовину, затем торжественно доставали с антресолей коробку с игрушками, гирляндой, бумажными фонариками, флажками на верёвочке.

Внизу на белой вате стоял Дед Мороз с мешком и посохом.

Память детства. Я его хранила долго-долго, но лет пять назад пришлось выбросить. Совсем истлел Дед Мороз из ваты и в бумажном кафтане. Игрушки ещё раньше посчитали ненужным старьём.

Яндекс картинки, фото с сайта sovkusom.ru
Яндекс картинки, фото с сайта sovkusom.ru

Но тогда! Утром в Новый год! Под ёлкой сидел медведь. Настоящий, коричневый, огромный. И смотрел на меня глазами-пуговицами. У медведя на лапах лежала записка - Лиде. Я растерялась и даже не сразу заметила рядом рыжую лису для сестры. Столь же огромную и невероятную.

Чтобы представить размеры - голова медведя, когда стоял, получалась выше сиденья стула. Теперь подобными габаритами никого не удивить, а в далёкие 60-е самый большой медведь в магазине был раза в два меньше. Откуда медведь?

Вот откуда - мама сшила из старой кроличьей шубы. А лису не успела и дошивала ночью, когда я проснулась. Из рыжего пальто.

Это была не мечта - за гранью мечты.

Конечно, мы с сестрой выскочили во двор всем показывать. Ребята благоговейно передавали шикарных зверей из рук в руки, завидовали. Никто и никогда не видел столь огромных. Приставали затем к мамам, чтобы тоже сшили, но ни одна не сумела. И не пыталась.

Я с медведем спала, ела, готовила уроки. Сшила ему кофточку и штаны. Затем выросла.

Медведь частями облысел, мех вытерся. Теперь, с высоты прожитых лет, я бы и такого старенького сохранила. Но по молодости, когда всё старьё летело прочь, лет в 20 выкинула и медведя. Правда, не сразу рука поднялась, долго думала. Мама тоже посчитала, что незачем держать в доме, всё на память оставить никак не получится.

И даже фото медведя нет. Фотоаппарат позже был, я и в кружке специальном занималась. Но запечатлеть игрушку в голову не приходило. Зачем? Кто игрушки фотографирует?

И медведь живёт в моей памяти, больше нигде. Из старой шубы медведь, новогодний подарок, лучший за всю жизнь.

И стихотворение, которое когда-то сочинила. Здесь рифма - Онегинская строфа. Умела раньше.

Мой медведь

Лидия Капленкова

В чудесный мир игрушек магазинных
Нередко мы спешили всем двором.
Уткнув носы в стеклянные витрины,
Мечтали, что когда-нибудь, потом…
А я всегда смотрела на медведя,
На плюшевые лапы, бирку «Федя»
С двухзначной, недоступной нам ценой,
И шла ни с чем, в который раз, домой.
Затем - зима, ночь волшебства, подарки,
Приснился мне под утро странный сон –
Под ёлкой тень...медведь! Откуда он?
Как жаль, что за окном фонарь неяркий,
Слезать с кровати страшно в темноте,
Поверишь ночью всякой ерунде.

С рассветом, по холодным половицам,
Забыв про тапки напрочь, босиком,
Под ёлку побежала убедиться –
Медведь! И не мечтала о таком!
Из старой шубы мама сшить успела,
И прямо на меня смотрели смело
Две пуговицы – мишкины глаза,
А я ещё не знала, что сказать.
Огромней просто не было игрушки!
Весь двор с утра в квартире побывал.
Медведь сразил соседей наповал,
А ночью спал в постели на подушке...
...Я тайны доверяла много раз
Тем пуговкам, что были вместо глаз.

На чёрно-белых фото из коробки
Медведя нет. Не знаю, почему.
Достался век игрушечный, короткий,
Из старой шубы - другу моему.

© Copyright: Лидия Капленкова, 2012
Свидетельство о публикации №112112908940