Прежде всего, необходимо обозначить саму суть явления, так как большинство людей знакомы только с военным аспектом этой империи (важным, но не исчерпывающим).
Первым тезисом, который следует уяснить перед началом изучения, является то, что прокси-империя является приватным проектом, отражающим личные предпочтения ее владельца. Это не означает, что государство не может использовать частные компании в качестве инструментов (оно часто участвует в создании и организации таких компаний для решения разнообразных задач), но все же это бизнес, который определенным образом диктует свои правила. Если у вас в какой-то момент не будет денег, вы будете обращаться за займами, кредитами, субсидиями и т.д. к тем, кто готов их предоставить (включая государство), и соответственно будете отвечать своим имуществом или своей жизнью.
Империя Евгения Пригожина покоряла новые высоты постепенно, она не возникла сразу в полной готовности, подобно тому, как сам Евгений Пригожин не стремился к началу военной кампании изначально. Никто не призывал его заниматься этим и не заставлял. Здесь сыграли субъективные личные факторы характера (дерзость, склонность к риску, азарт) и неутолимая потребность в деятельности.
Многие люди, уже обладающие связями и активами в его положении, были бы не в восторге от этого и могли бы продолжать спокойно зарабатывать на своей родине, пользуясь своими связями. Но это не относится к будущему владельцу ЧВК Вагнера.
Само название прокси-империи невозможно увидеть ни в одном официальном реестре - это медийный бренд, созданный западными медиа и принятый на вооружение самой группой. По сути, это был конгломерат компаний, создаваемый по мере необходимости, для решения появляющихся задач. Внутри же "вагнеровцы" всегда использовали термин "Компания" - с заглавной буквы, подразумевая все юридические лица, связанные с руководителем.
Г-н Пригожин, благодаря своей умопомрачительной энергичности (работал с раннего утра до двух или трех часов ночи), жесткости и настойчивости, по словам его подчиненных, всегда и неожиданно мог звонить каждому, вплоть до среднего звена в различных направлениях. С одной стороны, это привносило некоторый хаос, а с другой поддерживало строгую дисциплину. Ближайший круг и центральный офис работали на износ, многие, из-за вышеупомянутых факторов, не могли выдержать и уходили, но те, кто оставался, становились такими же железными людьми, решающими задачи в любое время дня и ночи.
Если говорить об общей характеристике этого конгломерата, то его можно разделить на три взаимосвязанных блока или направления:
1. Военный блок (тут нет нужды объяснять - это самая известная сфера);
2. Экономический блок - с специалистами, которые занимаются бизнесом, анализируют перспективные проекты и лично отвечают (даже если приходится рисковать головой) за качество экспертизы и работы;
3. Политический блок - специалисты по региону, переговорам, аналитики, политтехнологи, медийные технологи, предоставляющие информацию и консультирующие военных и экономистов, а также вносящие свой вклад в руководство в своей сфере.
Количество и соотношение этих блоков варьировались в зависимости от страны и обстоятельств. Стоит также отметить, что такая структура выработалась не сразу, а была результатом практической деятельности и опыта. Были провалы и неудачи.
Руководителей этих блоков и направлений Пригожин выбирал и проверял лично, хотя у всех формально были свои вышестоящие руководители в центральном офисе в Петербурге. Однако, несмотря на жесткую вертикаль, в компанию привлекались люди с нетрадиционным подходом к делу, которые были непригодными для государственной системы или оказались не востребованными из-за нарушения рамок или нереализованности своего потенциала. Поэтому творческий потенциал прокси-империи реализовался в большей степени.
Продолжение следует.