Процесс формирования комплайенса ( сотрудничества) между медицинским персоналом и больным с психическим расстройством представляет собой достаточно трудную задачу, поскольку большинство психически больных людей негативно относится к диагностике и лечению психического расстройства. На прием к психиатру пациенты в большинстве случаев попадают по настоянию родственников, которых настораживает состояние и поведение близкого для них человека.
Для преодоления барьера между врачом и пациентом требуется : целенаправленное и систематическое образование больного и членов его семьи, мотивация пациента , обучение его социальным навыкам и грамотная логистика формирования комплайенса.
Пациенты ( и их родственники ) должны досканально знать особенности своего психического расстройства , цели и задачи лечения и процесса реабилитации. Обучение необходимо, вести используя устную речь, письменные задания и предполагать наличие специально разработанных графических материалов ( иллюстраций, видеофильмов , слайдов , презентаций и пр.). Интервенции, связанные с обучением должны комбинировать образование с когнитивными и поведенческими стратегиями.
Контрольный лист для пациентов , прошедших курс психообразования должен включать в себя : описание симптомов психического расстройства ( частота , выраженность, характеристика), доступная для понимания информация о рекомендованных пациенту медикаментах, идентификация побочных эффектов перпаратов, график посещения лечащего врача , информация о продолжительности приема психотропных средств и режима их дозирования. Отметим, что депрессия и ощущение безнадежности препятствуют формированию полноценного сотрудничества между врачом - психиатром и его пациентом.