Алексей Васиков – директор Дома милосердия кузнеца Лобова в поселке Поречье-Рыбное Ярославской области. Это место, где помогают людям с неизлечимой болезнью достойно и с комфортом доживать последние дни.
Вместе с супругой Анастасией Алексей собрал вокруг себя профессиональную команду, с которой они развивают систему паллиативной помощи не только в Поречье-Рыбном, но и других районах области.
В Доме милосердия вкусно готовят, устраивают праздники и выводят подопечных на прогулки. Сотрудники организации также обучают родных ухаживать за тяжелобольными, поддерживают их консультациями, привозят противопролежневые матрасы, аппараты для дыхания и все, что требуется, чтобы оставаться с близкими в родных стенах и чувствовать себя человеком.
За пять лет команда Дома сделала жизнь 530 семей легче и радостнее и была с их тяжелобольными родственниками до самого конца.
С 2020 года организация четыре раза побеждала в конкурсах Фонда президентских грантов, один из проектов вошел в топ-100 лучших инициатив.
В статье рассказываем, как появился Дом милосердия кузнеца Лобова, о его подопечных, об Алексее и его жене.
Алексей Васиков родился в поселке Поречье-Рыбное, здесь же учился в школе. Потом уехал в Ярославль получать высшее психологическое образование, здесь начался его профессиональный путь, правда, в сфере IT – у Алексея была своя организация по разработке сайтов. В Ярославле мужчина познакомился и со своей супругой Анастасией, тогда она училась в медицинском институте. Это знакомство сыграло ключевую роль в его жизни и открыло ему путь в некоммерческий сектор.
«Первое, что сказала мне Настя, было: “Леш, если у тебя есть на меня какие-то планы, то я буду жить в родном Поречье-Рыбном, своих родителей не оставлю и в Ярославль не перееду”. Но так получилось, что изначально мы жили недалеко от нашего поселка в Петровском. Настя закончила обучение и стала там работать, а я ездил оттуда на работу в Ярославль», – вспоминает Алексей.
Затем в 2017 году у отца Анастасии обнаружили рак на поздней стадии.
«Изначально он просто покашливал, мы не понимали, от чего. После обследования врачи сказали, что это метастазы в легких, стали искать дальше и обнаружилось, что опухоль почки достаточно большая. Для нас это было неожиданно, папа был очень активный и жизнерадостный – бегал марафоны, достраивал второй дом для своей старшей дочери», – рассказывает мужчина.
Рак у близкого сильно ударил по семье Васиковых-Ивановых, вместе они прошли все этапы сопровождения тяжелобольного человека. Сначала верили в излечение, а потом согласились на операцию, после которой папа не смог восстановиться. После его смерти семья перебралась в родное Поречье-Рыбное, чтобы поддержать маму Анастасии. На тот момент в поселке не было стоящей медицинской помощи, и супруга Алексея приняла решение работать в местной амбулатории.
«В это же время к Насте пришла соседка – заводской фельдшер Нина Николаевна Зеймуль. В 2000 году она в свои 60 лет открыла в местной “Красной больнице” койки сестринского ухода для того, чтобы здание не закрыли и ценный коллектив больницы не распустили. Это была двухэтажная усадьба Устиновых 1806 года постройки», – рассказывает Васиков.
До 2018 года Нина Николаевна вела 20 человек. Когда в поселок вернулись Васиковы, женщине было уже 79 лет и продолжать свою деятельность ей стало тяжело. И она предложила Анастасии взять на свое попечение этих людей.
Сначала Алексей был против, ведь у них уже родились двое маленьких детей, а поднимать амбулаторию практически с нуля очень сложно.
«Но случилось, как случилось», – вспоминает Васиков.
Свой первый амбулаторный визит Анастасия нанесла кузнецу Георгию Лобову. После выхода на пенсию мужчина потерял ногу, а потом дела пошли еще хуже — у него обнаружили рак.
«Когда Настя пришла к нему домой, то услышала кашель, который был один в один, как у ее папы. Ей не нужно было делать КТ и МРТ или еще что-то для того, чтобы поставить диагноз. Потом уже по факту все обследовали, и это подтвердилось. Настя понимала, через что человеку нужно будет пройти, и приняла решение разместить его на койке сестринского ухода. При этом она знала, что таких паллиативных больных здесь быть не должно», – рассказывает Алексей.
Анастасия стала искать информацию про обезболивающие препараты: где их найти и как правильно все сделать. Врач через друга волонтера вышла на учредителя благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюту Федермессер и позвала ее в Поречье-Рыбное.
«На Пасху 2018 года Нюта приехала, но не одна, а с главой Центральной районной больницы, главой Департамента здравоохранения Ярославской области. Мы не ожидали, но всех приняли. Георгия Лобова обезболили, все проговорили, распрощались. А когда Нюта уехала, то всех больных за два часа вывезли на каретах скорой помощи в Ростовскую ЦРБ, а на здании повесили амбарный замок, сотрудники написали заявление на увольнение», – вспоминает Алексей.
Ситуация была тяжелая. Когда Нюта Федермессер узнала, что произошло, то сразу связалась с Анастасией, а женщина, несмотря на предупреждение, не смогла сдержаться и рассказала, что происходит. Глава фонда «Вера» снова вернулась, но уже в Ростовскую больницу, где опросила каждого больного. Все просили вернуть их назад – на койки сестринского ухода. Ведь для кого-то это место за много лет уже стало домом.
«Нюта это восприняла как собственную трагедию, ошибку, она и сейчас какие-то моменты не может себе простить. Но не было бы счастья, да несчастье помогло», – говорит Алексей.
Этой же весной 2018 года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Нюта Федермессер встретилась с губернатором Ярославской области и договорилась, чтобы то старинное здание передали фонду «Вера» под управление. И уже в мае все подопечные были возвращены назад. Фонд «Вера» трудоустроил 19 человек, и работа возобновилась. Позже встал вопрос об управленческой деятельности, и Алексей предложил свою кандидатуру на роль руководителя организации – Дома милосердия кузнеца Лобова. Так ее назвали как раз в честь того самого Георгия Лобова. Анастасия, жена Алексея, стала главным врачом.
Изначально в здании были кухня, столовая, ванная, прачечная и койки сестринского ухода, где в основном жили бабушки с некоторыми не смертельными хроническими заболеваниями. С 2019 года команда стала брать на попечение тяжелобольных людей. У каждого, кто поступал в Дом, были свои особенности и заболевания, свой прогноз. Только за 2018 год ушло из жизни 19 человек, за 2019 – 53, а за 2020 год уже 82. Не все из сотрудников смогли справиться с такой работой.
В Доме милосердия живут паллиативные больные, престарелые люди с онкологией и другими тяжелыми диагнозами. Но есть и те, кому нужно восстановление, например, после инсульта или инфаркта.
«У нас нет такой целенаправленной программы реабилитации, просто присмотр и усиленный уход, я бы так говорил. А семья этого человека за время восстановления может приобрести многофункциональную кровать, выстроить пространство дома, договориться на работе и так далее», – объясняет Алексей.
Нюта Федермессер привозила в Дом милосердия кузнеца Лобова различных специалистов, которые учили сотрудников выстраивать рабочие процессы, правильно ухаживать и перемещать своих подопечных. Так как здание 1806 года постройки и давно не реставрировалось, было принято решение собственными силами сделать ремонт. Васиков вместе с сотрудниками поменяли полы, положили линолеум, покрасили стены, преобразили палаты, столовую. Запах болезней, страха и смерти сменился на запах корицы и пирогов с яблоками. Жизнь подопечных в Доме заиграла другими красками.
Ремонт здания, как и регулярные проверки различных органов, стали одними из серьезных испытаний для всех членов команды Дома милосердия. А еще, по словам Алексея, было страшно первый раз подаваться на конкурс в Фонд президентских грантов.
«В момент, когда хочется расслабиться и подумать, что у тебя все хорошо, можно просто работать, начинаются новые испытания. Нюта говорила, что стационар мы выстроили, прошло уже 2 года, давай подаваться на грант на патронажную службу. Стационар на 20 коек, а вокруг есть много людей, которых не поместишь, и можно было бы оказывать помощь на дому», – рассказывает руководитель Дома милосердия. – Мне нужно было понять, сколько людей я смогу обеспечить, скольким семьям помочь, какое количество вызовов реализовать, а я этого никогда не делал».
Работы прибавилось, но не зря. Команда начала учиться организовывать помощь родственникам паллиативных больных, искать подход к каждому, помогать преодолеть себя и справиться с эмоциональными трудностями.
«Однажды я приехал в одну семью. Там был мужчина лет 50-ти, у него уходила мама. Изначально женщина была у нас, в Доме милосердия, а затем попросилась домой. И вот представьте, сыну нужно было поменять памперсы маме, а он вообще не знал, что делать. Что в этот момент я предложил? Я ему сказал: “Мама – это женщина, правильно? А какие первые ассоциации у нас с мамой? Это руки, они мягкие, хорошо пахнут. Давайте найдем крем, которым мама пользовалась.” И вот мы аккуратно начали втирать крем, потом перешли на ноги. Все это было сделано для того, чтобы дать время мужчине почувствовать себя, почувствовать маму. А уже потом мы перешли к памперсам», – делится Алексей.
Человеческий подход – одна из основ работы сотрудников Дома милосердия кузнеца Лобова. Каждый из них оказывают большую психологическую поддержку для подопечных и, конечно же, их родственников.
Первые две грантовые победы организации пришлись на период пандемии Covid-19. Тогда НКО активно реализовывала проекты по оказанию помощи тяжелобольным людям не только в стационаре, но и на дому, причем в разных районах Ярославской области. Как вспоминает Алексей, после того как второй проект вошел в топ-100 лучших инициатив, поддержанных Фондом президентских грантов, с Домом милосердия кузнеца Лобова стали больше сотрудничать региональные НКО. Как отмечает Васиков, именно Фонд президентских грантов познакомил сотрудников с экспертами паллиативной помощи и показал, что такая помощь есть и в других регионах и она разная. А в 2021 году Дом милосердия получил лицензию на медицинскую деятельность и открыл медицинский патронаж.
Алексей Васиков знаком с историями практически всех подопечных Дома милосердия. И среди них есть не только те, кому далеко за 70.
«Женщина, ей 37 лет, она мама троих детей. И у нее неоперабельная онкология четвертой стадии. Сейчас она находится на этапе принятия своей болезни. Когда мы к ней приехали, то видели в ней отчаяние, опустошенность. Атмосфера в доме была тяжелая, – вспоминает руководитель НКО. – Моя жена, врач Анастасия Юрьевна, выслушала ее историю: как она вышла замуж, как родились дети, как себя чувствует сейчас. Мы сняли боль и общее недомогание и сказали, что на нас всегда можно положиться».
В недавний визит патронажной службы женщина уже встретила их на ногах – она разбирала шкаф, в котором висело белое платье. Подопечная подготовила его, чтобы надеть на Новый год. А до этого оно предназначалось для последнего дня.
«Для нас это такая хорошая, глубокая история. В такие моменты на душе становится радостно. Получается, что мы смогли починить душу и сердце. Нас это здорово подпитывает», – объясняет Васиков.
С 2018 года команда Дома милосердия выросла с 19 до 50 человек. За это время они помогли более 530 семьям Ярославской области. Организация проходит верификацию у партнеров, чтобы была возможность привлечь благотворительные средства. На помощь откликается много людей, в том числе волонтеры, которые сами предлагают приехать помыть полы и окна или устроить развлекательную программу для подопечных.
Сейчас Дом милосердия кузнеца Лобова стремится к тому, чтобы обеспечить круглосуточный уход и присмотр за подопечными, а также чтобы родственник мог приехать в любое время, хоть ночью, и при возможности побыть рядом. Помимо этого, сотрудники выстраивают социальные связи, то есть не только облегчают страдания от болезней, но и проводят для жителей досуговые мероприятия.
«У нас есть координатор, который отвечает за исполнения желаний подопечных. Есть человек, который будет держать за руку, когда наш житель уходит – это пост у умирающего больного. Наш лозунг – стены стационара могут быть родными. Медицина, конечно, на первом месте. Но когда уходовая работа выполняется на высшем уровне, она становится незаметна. И вот тогда мы уже можем говорить про родные стены, – поясняет Алексей. – Можно повесить фотографию над кроватью, можно позвать свою собаку. Делать все, чтобы жизнь в стационаре не особо отличалась от дома».
Министерство имущественных отношений Ярославской области разрешило увеличить территорию, где находится Дом милосердия кузнеца Лобова, в три раза. Организация планирует разбить красивый цветник, чтобы подопечные смогли выходить в сад.
Также в планах открыть отделение сопровождаемого проживания, тренировочные комнаты, создать службу координаторов и помощников. По словам Васикова, это необходимо для взрослых подопечных, которые поступают к ним с другими диагнозами, например, такими, как детский церебральный паралич.
«Еще, конечно, хочется, чтобы у нас был опыт паллиативной помощи не только в малых городах и удаленных деревнях, но и в самом Ярославле. Попробовать межведомственное взаимодействие, размещать людей в Ярославские паллиативные отделения и посмотреть, в каких условиях они будут там жить и чем мы можем им помочь», – делится Алексей.
Источник фото: страница Дома милосердия кузнеца Лобова ВКонтакте, личная страница Алексея Васикова, отчеты.