Многие машинисты не доживают до пенсии, говорит статистика. Но почему? Ведь кажется со стороны, что это не очень уж суровая профессия. Человек просто стоит и двигает рычаги, нажимает кнопки. Однако, выяснилось, что представители этой специальности живут меньше, чем прочие люди, задействованные на вредных производствах.
В среднем длительность жизни машинистов составляет 50 лет, сообщает Дзен-канал «Под стук». Правда, эти данные базируются не на официальной статистике. Так говорят люди сведущие, работающие на железной дороге. А в качестве причин, снижающих продолжительность жизни, называют обычно эти:
Вред от техники
Кабина машиниста звукоизолированная, но… Шум там все равно присутствует. И это очень негативно сказывается на органах слуха, а также на мозге. Просто шум действует не сразу, а постепенно, с так называемым накопительным эффектом. В итоге за долгие годы работы человек получает перманентный стресс, которые подтачивает нервную систему.
Вибрации на стыках рельсов и работа силовых установок также негативно воздействуют на организм машиниста. А еще имеется низкочастотное электромагнитное излучение от контактного провода, электроустановок локомотива и высоковольтных кабелей. Конечно, кабина экранирована, но полностью от излучения не защищает. И первой под удар снова попадает нервная система.
Электрические системы локомотива создают сильное низкочастотное электромагнитное поле.(c) Vivan755 | Wikipedia
Сбитый биоритм
Если организм может приспособиться к работе ночью, то вот к непостоянному графику — нет. А у машинистов нет четкого расписания смен. В один день человек работает ночью, в другой — днем, потом опять днем, а через неделю — ночью. Вахта длится 12 часов, а потом — 16 часов отдыха. Но смена может задержаться, если сменщики запоздают или же состав находится далековато от дома и гостиницы.
Стресс
Сложная техника, большая нагрузка и ответственность, вечный шум, контроль массы деталей, чтобы поездка была безаварийной — все это награждает машинистов стрессом. Прибавьте сюда давление начальства и вообще всей корпорации РЖД, и вы получите достаточно вредную профессию.
Дизель тепловоза 3ТЭ10МК(c) dima_st_bk | Wikipedia
Что же будет в ХХI веке?
Но меняется ли что-то с прогрессом? Ведь он в нашем веке не стоит на месте, а автоматизация захватывает все больше и больше процессов. Наверняка, молодые машинисты проживут дольше своих старших коллег, работая на локомотивах с меньшим уровнем шума и вибраций. Да и электрика на поездах становится все безопаснее. И так как РЖД явно испытывает кадровый голод, то, наверняка, руководство озаботится здоровьем машинистов. По крайней мере, все возможности для этого у топ-менеджеров есть.