Найти тему
РЖЕВСКАЯ ПРАВДА

ВСПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ! К 100-летию со дня рождения Маргариты Павловны ГОРСКОЙ



КЛАССНЫЙ МУЗЕЙ
... «В школе мальчишки познакомили нас со своей любимой учительницей. Необычайно подвижная и приветливая, Маргарита Павловна сразу же понравилась и мне, и Наташе.

– Да-а, сколько лет прошло после войны, – вздохнула учительница, – а многие до сих пор разыскивают родных и близких, пропавших без вести. Приезжают в Ржев издалека, ищут места, где сражались и проливали свою кровь солдаты, хотят повидать или хотя бы узнать адрес кого-нибудь из фронтовых друзей своих отцов и дедов. И наши юные следопыты помогают им в этом.

– Вот, посмотрите, – она открыла дверь в классную комнату, и мы остановились, поражённые. Класс был похож на настоящий музей! На стенах – портреты, солдатские каски, планшеты, карты, бинокли, патроны...».

-2



ЛЮБИМЫЙ ПЕДАГОГ
Так описывает своё знакомство с Маргаритой Павловной писатель Владимир Разумневич в повести «Письма без марок». А мы, ученики средней школы №6 Октябрьской ж/д (ныне – СОШ №11), познакомились с нашим классным руководителем М.П. Горской в далёком 1968 году, когда переступили порог 5 «Б» класса. У каждого из нас – свои воспоминания о школе, первых оценках, любимых занятиях и, конечно же, любимых учителях.

Для нас таким учителем стала Маргарита Павловна, 100-летие которой мы отметили в уходящем 2023 году (5 ноября). 100 лет! Дата необычайная, юбилейная. И это хороший повод вспомнить своего Учителя (именно так, с большой буквы!). И ещё раз осознать, почему всё то, что она делала, чему учила, цепко удерживается в нашей памяти.

Маргарита Горская была по-настоящему творческим человеком и прекрасным педагогом. Умела увлечь детей своими идеями и проектами, причём без всякого давления и навязывания своего мнения. Быть учителем – её призвание! Настоящий энтузиаст своего дела, своим оптимизмом она заражала и нас. Уроки истории проходили очень интересно: учебник и работа по программе были лишь небольшой частью изучаемого материала.

Мы, ученики Маргариты Павловны, постоянно чем-то были заняты: походы, концерты, экскурсии, сбор макулатуры и металлолома. И всегда всё делали вместе, сообща. А как интересно проходили родительские собрания! К каждому из них мы готовили концерт по определённой тематике. Не удивительно, что явка родителей была стопроцентная.

-3



БИТВА ЗА РЖЕВ
Но самым главным детищем Горской в этот период стал школьный музей боевой славы, созданный её руками. Сколько сил и старания Маргарита Павловна в него вложила, и мы – вместе с ней! Занятия заканчивались, но мы никогда не расходились по домам, а шли в музей.

Нам удалось собрать богатейший материал об участниках битвы за Ржев. Письма приходили ежедневно, и не по одному, и мы на все отвечали. Причём переписка с участниками боёв за Ржев не носила формальный характер. «Красные следопыты» и семьи фронтовиков буквально породнились душами. Конечно, такая работа не прошла для нас бесследно – таким образом наш Учитель прививал нам любовь к Родине и воспитывал настоящими патриотами.

«Я переписывалась с воином 250-й дивизии А.Г. Капраловым (за давностью лет не могу точно назвать его по имени и отчеству), – вспоминает моя одноклассница Галина Львова. – Приехал он в Ржев на встречу однополчан вместе со своим сыном и решил познакомиться с нашей семьёй. Долго искали мой дом, поскольку в адресе был указан квартал 267, а он подумал, что это номер квартиры и искал большой многоквартирный дом. Нашли нас только под вечер. Дома в это время у нас шёл ремонт. Но мы радушно встретили гостей. Мои родители родом из Ржевского района, поэтому было о чём поговорить.

На следующий день автобус с ветеранами и нами, следопытами, отправился по местам боевой славы. Ехали по Ржевскому району, часто останавливались, выходили из автобуса. Ветераны узнавали места боёв и вспоминали кровопролитные сражения. Посетили мы братские захоронения в Бахмутове и Полунине. В одной из деревень (по-моему, в Бахмутове) местная бабушка угостила гостей парным молоком. Слезы стояли у неё в глазах: было что вспомнить и ей, и ветеранам...».

КОМСОМОЛЬЦЫ В ЛАВРЕ
Наше поколение всегда с уважением вспоминает своих учителей и их уроки, ведь они давали нам качественные знания. Маргарита Павловна, помимо истории, вела у нас факультатив «История искусств». В его рамках мы впервые посетили Троице-Сергиеву лавру. Это сейчас экскурсии по святым местам – обычное дело. А в начале семидесятых прошлого столетия не все бы рискнули осуществить такую поездку с детьми.

Из уроков истории мы знали о преподобном Сергии Радонежском, о том, какую роль сыграла лавра в истории государства Российского. Но воочию увидеть всё великолепие архитектурных памятников и уникальных произведений древнерусской иконописи было здорово! Хотя в детстве мы вряд ли по достоинству могли оценить эту красоту. В лавре впервые «вживую» увидели монахов и молодых семинаристов.

Удивительно было нам, комсомольцам, их отречение от мирской жизни. Видя, как большое количество людей прикладываются к мощам преподобного, мы озадачились: а как нам поступить? Но Маргарита Павловна рассеяла наши сомнения, сказав, чтобы мы просто прошли мимо раки с мощами...

Прошло более полувека с той поездки, а мне иногда кажется, что именно в тот момент у меня на подсознательном уровне зародилось желание познать православие...

ДРУГ СЕМЬИ
Не помню, что стало причиной разговора с работницей нашего Вознесенского храма, когда речь зашла о Маргарите Павловне Горской. Валентина Сергеевна заулыбалась: «Я хорошо помню Маргариту Павловну. Она была другом нашей многодетной семьи (Богачёвых). Два моих брата у неё учились: у Евгения она была классным руководителем, а у Александра вела историю с 5-го по 8-й класс. Мы, дети, всегда радовались приходу молодого педагога. Знали, что она принесёт конфеты и фотоаппарат – мы любили фотографироваться. У меня и сейчас дома хранятся фотографии нашей семьи тех времён.

Когда я сказала братьям (а каждому из них сейчас больше восьмидесяти лет), что у Маргариты Павловны в этом году юбилей, они тоже стали вспоминать, как молодая обаятельная учительница вела у них уроки. Всегда ставила условие: «Будете вести себя хорошо на уроке, останется время, и я вам почитаю». Всем хотелось узнать что-то интересное из рассказов учителя, поэтому тишина была на уроке такая, что муха пролетит – слышно. А ещё запомнились велосипедные прогулки с Маргаритой Павловной в Нижний Бор, где всегда царила атмосфера дружбы и добра...».

РОСТКИ ЛЮБВИ
Роль учителя в жизни ребёнка переоценить сложно. Если педагог искренне любит свой предмет, знает его и делится этим знанием и любовью с детьми – нет сомнений в том, что даже сквозь подростковую противоречивость прорастёт робкий росток интереса, а затем – любви, а потом, возможно, – и призвания. Таким педагогом и была для нас Маргарита Павловна Горская.

Маргарита Павловна похоронена на Казанском кладбище Ржева вместе со своей дочерью, известным ржевским краеведом и журналистом Татьяной Николаевной Горской. Благодаря неравнодушным ржевитянам, коллегам и ученикам их могилы обихожены, за что всем им большое спасибо!

-4



Век – это мгновение по меркам космических величин, но большое испытание для человеческой памяти. И если человека помнят в день его 100-летия – значит, жизнь не была напрасной!

Людмила ЛУХНОВИЧ.
Фото из личного архива.