Найти в Дзене
Гарвекс Медиа

Россия на «Новом шёлковом пути»: нам это надо?

Всё началось в сентябре 2013 года, когда председатель КНР Си Цзиньпин предложил логистическую стратегию по ускоренной доставке китайских товаров из Азии в Европу, назвав её проектом «Нового шёлкового пути». С тех пор идея превратилась в масштабную программу экономического развития не только Китая, но и стран, претендующих включиться в этот маршрут. Нам по пути Одной из главных целей проекта «Новый шёлковый путь» считается расширение экономических связей Китая со странами Европы и Азии. Россия, как одна из ключевых стран на евразийском пространстве, предполагает сыграть главную роль в своей части маршрута и для этого есть веские основания: Известно, что «Новый шёлковый путь» подразумевает не только сухопутный маршрут, но и морской. Россия же в силу географических причин претендует на часть сухопутного отрезка. Интересный факт: сейчас проект включает в себя территории, на которых проживает около 63% населения Земли, а экономическая оценка доходит до 21 триллионов долларов. II век до наше
Оглавление
Всё началось в сентябре 2013 года, когда председатель КНР Си Цзиньпин предложил логистическую стратегию по ускоренной доставке китайских товаров из Азии в Европу, назвав её проектом «Нового шёлкового пути». С тех пор идея превратилась в масштабную программу экономического развития не только Китая, но и стран, претендующих включиться в этот маршрут.
Так отечественный ИИ видит «Новый шёлковый путь». Судя по строениям, как будто он что-то знает.
Так отечественный ИИ видит «Новый шёлковый путь». Судя по строениям, как будто он что-то знает.

Нам по пути

Одной из главных целей проекта «Новый шёлковый путь» считается расширение экономических связей Китая со странами Европы и Азии. Россия, как одна из ключевых стран на евразийском пространстве, предполагает сыграть главную роль в своей части маршрута и для этого есть веские основания:

  • Россия является ключевым транзитным государством для товаров, экспортируемых из Китая в Европу.
  • Россия активно участвует в создании транспортного коридора «Север – Юг», который является частью «Нового шёлкового пути» (об этом ниже).
  • Россия и Китай активно сотрудничают в области развития инфраструктуры и реализации совместных проектов в рамках «Нового шёлкового пути».

Известно, что «Новый шёлковый путь» подразумевает не только сухопутный маршрут, но и морской. Россия же в силу географических причин претендует на часть сухопутного отрезка.

Интересный факт: сейчас проект включает в себя территории, на которых проживает около 63% населения Земли, а экономическая оценка доходит до 21 триллионов долларов.

II век до нашей эры: начало начал

Кстати, давным-давно «Великий шёлковый путь» проходил по территориям, которые составляют часть современной России. Вот основные из них:

Крым, Севастополь. Древний торговый город Херсонес был крупным политическим и экономическим центром Северного Причерноморья;

Ростовская область. Античный город Танаис в устье Дона являлся крупным торговым центром «Великого шёлкового пути»;

Дагестан, Дербент. Один из важнейших пунктов «Великого шёлкового пути» Дербент, самый древний и самый южный город России;

Астраханская область. Из Дербента по берегу Каспийского моря караваны с товарами попадали на территорию, которую сейчас занимает Астраханская область;

Татарстан, Болгар. Один из коридоров «Великого шёлкового пути» проходил по землям Волжской Булгарии;

Алтайский край, Бийск. Северные ответвления «Великого шёлкового пути» через Южный Казахстан выходили на Алтай.

А так видит наш современник — художник Имагожев Хож-Ахмед Абдул-Саламович, который на своей картине «Шёлковый путь» изобразил отрезок «Великого шелкового пути», проходившего через древнеингушский город Магас: по тем временам это был крупный мегаполис мира.
А так видит наш современник — художник Имагожев Хож-Ахмед Абдул-Саламович, который на своей картине «Шёлковый путь» изобразил отрезок «Великого шелкового пути», проходившего через древнеингушский город Магас: по тем временам это был крупный мегаполис мира.

ВСМ «Евразия»: ПекинМосква

ВСМ «Евразия» проект грузо-пассажирской высокоскоростной железнодорожной магистрали протяженностью более 7000 километров: она тоже является частью транспортного коридора для «Нового шёлкового пути». На данный момент в рамках этого глобального проекта идёт активная работа по созданию ВСМ «МоскваКазань», благодаря которому предполагается преодолевать расстояние между городами не за 16 часов, как сейчас, а за 3,5 часа. Также заявлено о продлении маршрута до Тюмени и Екатеринбурга. Дальше больше: до Иркутска и Владивостока. В подтверждении этому уже сданы два ключевых объекта: железнодорожный и автомобильный мосты через Амур. Конечно, проект развивается на основе Транссибирской магистрали.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Коридор из Китая в Москву скорее всего будет проложен через Казахстан, чьё правительство тоже уже анонсировало глобальную стройку. На данном этапе переговоров Москве никак не удаётся исключить Астану из этой схемы. Осложняется это ещё и тем, что Украина по известным обстоятельствам теперь не участвует в проекте и получается, что путь через Казахстан немного короче. На данный момент даже под вопросом изначально планировавшиеся маршруты через Минск в Западную Европу, а также через Санкт-Петербург в скандинавские страны.

Экономические связи с Китаем

На фоне последних мировых событий перспективы развития экономических связей между Россией и Китаем выглядят весьма благоприятно. Только вот товарообмен у нас своеобразный: основная продукция, которая экспортируется из России в Китай, это нефть, природный газ, уголь, металлы и лесоматериалы. А обратно мы получаем уже готовую, хотя и необходимую нам сейчас продукцию: машины и оборудование, электронику, бытовую технику, текстиль, одежду и обувь.

Участие России в «Новом шёлковом пути» по сути сводится к строительству новых транспортных магистралей, модернизации существующих железных дорог и портов, а также в предоставлении гарантий безопасности для транзитных грузов.

Интересный факт: По итогам 2022 года товарооборот Китая и России достиг $190 млрд, увеличившись на 29% по сравнению с 2021 годом. На долю России приходится 3% совокупного товарооборота Китая со всеми странами. В 2023 рост продолжился.

Однозначно, что обе страны заинтересованы в расширении сотрудничества в различных областях, включая энергетику, инфраструктуру, высокие технологии и сельское хозяйство. И «Новый шёлковый путь» может стать одним из ключевых факторов, способствующих укреплению этого экономического сотрудничества.

-4

Перспективы для России

Для России новый шёлковый путь имеет следующие перспективы:

  • увеличение объёмов торговли с Азией;
  • повышение, и что важнее, привлечение инвестиций для собственного развития, реализуя транспортный коридор;
  • улучшение доступа к рынкам Азии и увеличение экспорта товаров и услуг;
  • укрепление геополитической позиции России;
  • участие в смежных международных проектах.

Также стоит отметить, что участие в таком глобальном проекте отразится и на внутреннем рынке России: создание инфраструктуры – это не только много новых рабочих мест, но и большая транспортная доступность внутри страны, что очень важно для нашего огромного государства. Кроме того, Россия активно развивает сотрудничество с другими странами вдоль «Нового шёлкового пути», так как проект является международным и требует взаимодействия множества государств.

И, наверное, не будет преувеличением сказать, что сейчас наряду с космической и атомной отраслями, “Новый шёлковый путь” представляет наибольший потенциал для долгосрочного и устойчивого развития нашей страны.