В 1969 году на экраны вышел знаковый фильм «Белое солнце пустыни» режиссёра Владимира Мотыля, который как-то сразу стал всенародно любимым и получил статус культового. Об истории создания этого фильма и о том, зачем Мотыль изменил его концовку мы и поговорим в этой статье.
Началось всё с создания «Экспериментального творческого объединения» руководителями которого были Георгий Чухрай и Владимир Познер. Оно было задумано, чтобы снимать интересные зрителю фильмы по принципу максимальной самоокупаемости, и не расходовать впустую государственные деньги. Зачастую даже на самых крупных киностудиях не всегда удавалось соблюсти должный паритет между качеством получившегося фильма и расходов на него, особенно когда дело касалось военных или исторических кинокартин, изначально требовавших серьёзного бюджета.
Потому Чухрай и Познер задумали снять своеобразный «остерн» — то есть взять принципы, по которым создаются западные вестерны, бывшие очень популярными в то время — неспешность повествования, перестрелки, скачки на лошадях, чёткое разделение на плохих и хороших, и их противодействие, большая роль природы в фильме, красивые пейзажи и перенести действие на Восток, во времена Гражданской войны. Режиссёром назначили Владимира Мотыля, и он не слишком верил, что всё написанное в сценарии вообще разрешат воплотить на экране, но всё же согласился работать над фильмом, поскольку никаких других предложений не было, а за него обещали выплатить хороший гонорар — для нуждающегося в деньгах режиссёра это было весомое преимущество.
Сложнее было с актёрами. Поначалу Сухова должен был играть Георгий Юматов. Вот только тот всегда отличался несдержанным нравом и злоупотреблял спиртным, перед съёмками напился и подрался, потому пришёл с огромным синяком под глазом. Мотыль поступил жёстко — вместо Юматова пригласил Анатолия Кузнецова, который не слишком блистал на пробах, но зато был куда ответственнее.
Мотыль вообще, звания и заслуги в расчёт особенно не принимал, так-то «Белое солнце пустыни» — фильм скорее режиссёрский, а как известно, у хорошего режиссёра может отлично сыграть даже непрофессионал, как, например, Николай Годовиков, исполнивший роль Петрухи. Да и на роль Абдуллы выбрали Кахи Кавсадзе, который особенно лихо сел на коня, хотя до этого верхом вообще ни разу не ездил, вместо более заслуженного Отара Коберидзе.
Непрофессиональными актрисами были и жёны Абдуллы, за исключением Татьяны Ткач. Кстати, исполнительница роли Гюльчатай Татьяна Федотова была студенткой балетного училища, и к кино не имела никакого отношения. Но потом всё же «приоткрыла личико» для большого экрана, хотя честно говоря тут важнее была симпатичная внешность и очарование молодости, нежели какая-то глубокая актёрская игра.
Съёмки были непростыми. Бюджет был более чем ограниченным для такого сценария — 650 тыс. рублей, а география съёмок обширна — Туркмения, Таджикистан, Дагестан и Ленинградская область, где снимали дорогую сердцу товарища Сухова Екатерину Матвееву, в исполнении актрисы Галины Лучай.
Но хуже всех пришлось Павлу Луспекаеву — исполнителя роли Верещагина. Актёр он был действительно мужественный и играл здорового человека без пальцев обеих ног, даже ходил без тросточки и отказался от дублёров. Видя такую самоотверженность, Мотыль расширил его роль, а чтобы показать вклад в актёра в образ Верещагина изменили его первоначальное имя Александр, которое было в сценарии, на Павел.
Финал картины по замыслу Мотыля был действительно драматическим. В финальной схватке сошлись Сухов и Абдулла — они выстрелили в друг друга, но Абдулла попал в плечо Сухова, а вот выстрел красноармейца был фатальный. Абдулла из последних сил должен был двигаться на Сухова, но, не дойдя до него, падал замертво на землю. И вот тут к нему подбежали его жёны, стали оплакивать своего бывшего мужа, с ненавистью глядя на Сухова. Судьбы же жены Верещагина совсем незавидной — от горя она сходит с ума и принимается за работу совсем уж непосильную — очищает рельсы от песка, в безумной надежде, что по ним приедет поезд и заберёт её отсюда.
А финал изменили по простой причине — цензура, всё это показалось приёмной комиссии слишком драматичным и резким, потому Мотылю настоятельно порекомендовали сгладить углы.
Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.