Найти тему
Роман Рабинович

Продуктовый подход в 2024 году: тренды, прогнозы, аналитика

Оглавление

Что год грядущий нам готовит? Мы продолжаем планировать свою жизнь и бизнес, учитывая то, что в современной непредсказуемой реальности это не так просто. Но у нас есть экономические инструменты, гибкость, адаптивность, вера в себя и надежная команда. Так что пожелаем всем нам успеха в грядущем году - все получится! Эксперты дают свои прогнозы: как будут развиваться технологии и продуктовая разработка в 2024 году.

Продуктовый подход в 2024 году: тренды, прогнозы, аналитика
Продуктовый подход в 2024 году: тренды, прогнозы, аналитика

Продуктовый подход и цифровая трансформация в 2024 году будут актуальны по-прежнему и даже больше, чем раньше. Дело в том, что скорость изменений в мире благодаря стремительному развитию цифровых технологий продолжает повышаться. Данных становится кратно больше. Игнорировать эти факторы невозможно – если, конечно, вы хотите остаться «на коне» в 2024-ом.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ - ВСЕ БУДЕТ DIGITAL

FORBES прогнозирует новый виток цифровой трансформации.

Имеется ввиду как широкое внедрение всевозможных гаджетов и приложений в нашу повседневную жизнь, так и использование «цифры» в различных нишах, например, найме сотрудников и обеспечении их работы.

Эксперты BCG говорят о том, что, например, розничным банкам необходимо полностью переосмыслить структуру расходов и стать цифровыми на 100%.

Им нужна оцифровка процесса создания своих продуктов, новые смелые бизнес-цели, переосмысление взаимодействия с клиентами, автоматизация процессов, контроль рисков. «По подсчетам BCG, это позволит снизить расходы на 15-25%, увеличить доходы на 10-20%, а индекс потребительской лояльности (NPS) — на 20-40 п.п.».

AGILE, ГИБКОСТЬ И СПЕЦИФИКА РФ

VC обращает внимание, что только адаптивные, принимающие решения на основе big data компании, умеющие прогнозировать риски, смогут выиграть в напряженной конкурентной борьбе.

Непростая макроэкономическая ситуация, «черные лебеди» и кризисы последних лет требуют от бизнеса новых навыков, компетенций сотрудников и изменений в организации работы - нужно внедрять продвинутые цифровые инструменты, автоматизировать бизнес-процессы и повышать эффективность управления.

Если говорить о России, то к этим задачам добавляется оперативный перевод корпоративных информационных систем на отечественный софт.

А КАДРЫ ГДЕ?

Отдельное внимание стоит уделить удержанию в компании ценных сотрудников. Постоянный стресс, балансировка между офисной и удаленной работой, глобальный кадровый кризис создают предпосылки для проблемы поиска кадров. Современные технологии в помощь - например, прогнозирование увольнений.

Имеет смысл прислушаться к Марти Кагану, совладельцу компании Silicon Valley Product Group, помогающей создавать стратегии создания прорывных продуктов, которого называют гуру продуктового менеджмента.

Он делает прогнозы на грядущий, 2024 год и предлагает сфокусироваться на 10 важных моментах, в том числе:

  • Бизнесу нужны продуктовые лидеры, Владельцы продуктов, а не менеджеры проектов, которые не обладают необходимыми навыками и гибкостью. При этом топ-менеджмент не должен занимать роли Владельцев продуктов.
  • Agile, Scrum – «хайповые» слова, и очень часто продуктовой разработке команды учат Agile-коучи, у которых нет собственного релевантного опыта – так быть не должно
  • Компетенции руководителей чрезвычайно важны для успешной работы продуктовых команд – продуктовыми навыками должны обладать как продуктовые лидеры, так и топ-менеджеры
  • Важно уметь управлять именно продуктом, устраняя на основе полученных фактических данных препятствия, которые возникают на пути реализации бизнес-идеи – а не фокусироваться на текущих операционных процессах компании
  • При этом, думая о данных, важно не забывать о фокусе на клиентах и пользователях, с ними нужно общаться и регулярно получать обратную связь – это и есть ключ к достижению результатов, необходимых командам
  • Продуктовым лидерам необходимо учиться работать, комбинируя прикладной (генеративный) AI, накопленный опыт и навыки и «продуктовую интуицию»

AI НАВСЕГДА

Generative AI (прикладной искусственный интеллект) – это та технология, игнорировать которую сегодня невозможно.

Напомним, Generative AI - это тип системы искусственного интеллекта, которая может генерировать текст, изображения и другие медиа-данные. Известные системы генеративного ИИ включают ChatGPT, YandexGPT и Bard.

С этим инструментом нужно уметь работать, иначе, делая то же, что и раньше, вы не получите нового бизнес-эффекта.

Его плюс в том, как заявляет Марти Куган, что он позволяет как создавать, так и запускать продукты.

Генеративный ИИ использует генеративные модели, такие как большие языковые модели, для статистической выборки новых данных на основе набора обучающих данных, который использовался для их создания.

Известные системы генеративного ИИ включают ChatGPT, YandexGPT и Bard.

В своей статье «Взгляд в будущее» Марти Куган также говорит о том, как изменится работа продуктовых менеджеров (Владельцев продуктов).

Благодаря внедрению цифровых технологий они смогут намного легче и быстрее создавать различные артефакты для коммуникаций внутри команды, вовне, необходимые для создания продукта. Это освободит «продактов» от рутинной работы и даст возможность креативить и генерировать бизнес-идеи.

Безусловно, с одной стороны, есть опасность в том, что цифровые инструменты могут отнять работу у живых людей, продуктовых лидеров, но, с другой стороны, эти специалисты могут сосредоточиться на том, чтобы создавать ценность для клиентов, востребованные продукты.

От продуктовых лидеров, как пишет RB.RU, будут требоваться как навыки аналитики и работы с данными, так и маркетингового продвижения. Если раньше главными метриками «продакта» были Retention и LTV, то сейчас актуальными становятся стоимость лида, умение корректировать маркетинговую стратегию, то есть «продакт» должен уметь привлекать пользователей.

Что говорят о внедрении AI, искусственного интеллекта продуктовые специалисты из разных стран?

«Лучший способ подготовиться к будущему – инвестировать в развитие эмпатии, когнитивных способностей и креативности»

Шрия Дошия, продуктовый лидер компании Stripe

“Не нужно внедрять AI ради AI как такового. Сначала убедитесь в том, что проблема именно в его отсутствии – найдите для начала истинную причину проблемы пользователя. ”

Доктор Мэрили Ника, продуктовый менеджер Speech AI

Главное, о чем нужно думать, работая с цифровыми технологиями: «Как это поможет решить проблемы пользователей?».

  • Говоря о технологических трендах ближайших 6-7 лет, McKinsey называют, в том числе, новый тип программных продуктов - «Программное обеспечение 2.0», а именно, нейронные сети на базе машинного обучения, которые по прогнозам вытеснят огромное количество программистов. Разработка новых приложений, услуг и продуктов счет моделей AI станет более легкой и быстрой. «Технические барьеры для входа в новые классы приложений снизятся, а ключевое преимущество получат те, кто сможет верно интерпретировать большие объемы новых данных».
  • Еще одна тенденция, о которой говорит McKinsey – приближение «био-революции», в которой совмещаются и усиливаются достижения биологии, развитие вычислений, автоматизации и искусственного интеллекта (AI). «В первую очередь биореволюция скажется на отрасли здравоохранения и сельского хозяйства, а затем трансформирует потребительский рынок и энергетический сектор». Биомашины, биокомпьютеры, биосистемы – это наше будущее, как утверждает McKinsey.

Биореволюция создаст новые рынки - например, рекомендации по питанию, которые будут основаны на генетике. Биологические технологии создадут отрасль гиперперсонализированной медицины и на несколько порядков ускорят разработку вакцин.

  • Также заметная тенденция – беспроводная связь нового поколения, сочетающая в себе широкополосные сотовые сети 5G и интернет вещей (IoT).

Комплекс этих технологий позволит быстрое подключаться к любым сетям на огромном расстоянии с экспоненциально быстрой загрузкой и почти отсутствием задержки. Это повлияет на совершенно разные сферы - от оцифровки производств до удаленного мониторинга пациентов в больницах.

В обзоре VC.RU также упоминаются такие тренды, как:

  • персонализированное образование, связанное с эволюцией платформ, анализом и модификацией контента с учетом особенностей обучения конкретных студентов
  • интеллектуальный поиск с помощью AI (уже внедряется в ритейле, e-com)
  • изменение пользовательского опыта в e-com за счет внедрения AI(маркетплейсы, сервисы доставки продуктов, приложения кафе и ресторанов)
  • базы знаний и их аналитика - массово начнут появляться платформы, предоставляющие доступ к корпоративным знаниям
  • автоматизация коммуникаций - продукты с GPT в голосовых ботах и мессенджерах, которые под видом реального человека первые выходят на контакт, понимают контекст и динамически под него подстраиваются
  • умные ассистенты – поиска контента, форматирование, упаковка в презентацию, поиск почты ЛПР, отправка письма (пример - ChatGPT Plus)

FORBES обращает внимание на такие технологические тренды-2024, как:

  • ИТ-директора, обладающие финансовыми навыками – они будут вкладывать время и усилия в оптимизацию своих технологических систем, чтобы снизить затраты и повысить эффективность, оптимизация программного обеспечения станет постоянной инициативой
  • Продуктовые программные продукты для B2B и B2C должные включать финансовые функциональности, должна быть возможность получать, перемещать и выплачивать деньги, удерживая клиентов
  • Интеграция нейротехнологий в различные приложения с помощью интерфейсов
  • Комбинация физической, дополненной и виртуальной реальностей – «метавселенная»
  • Внедрение EI (эмоционального интеллекта) во взаимодействие с клиентами - вскоре EAI выйдет за рамки распознавания текста и голоса и будет распознавать эмоции клиентов с помощью более тонких сигналов.
  • RBC.RU обращает внимание на еще один технологический тренд-2024 – использование компаниями творческих возможностей сообществ, создающих приложения и другие решения для пользователей.

Отслеживаете ли вы современные тренды, которые в обозримом будущем станут ежедневной практикой и нашей с вами реальностью?

Берите на заметку, и удачи вам в бизнесе!

Желаем вам в новом году успехов и процветания, и, конечно, мы всегда рады помочь в решении ваших задач.

Свяжитесь с нами любым доступным способом, если вам интересно внедрение продуктового подхода, цифровая трансформация, обучение топ-менеджмента, руководителей, Владельцев продуктов, продуктовых лидеров, подготовка к проведению стратегической сессии.

Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.