Хвалить российскую технику может каждый, особенно если ты находишься в России, а что если я вам скажу, что суперсовременную «Сушку» относительно недавно похвалили в самой Великобритании?
Неожиданно, не правда ли?
Хвалебные отзывы о пятом поколении российского истребителя не учительные, ведь тот разом смог оставить не у дел все предыдущие поколения истребителей всего мира.
Так что же такого в новом Су-57 и почему его хвалят даже «не союзники»?
Самая важная проверка для любого отечественного оружия – это реальный бой. А также то, как итоги таких боев оценивают военные эксперты потенциальных государств-противников. Потому что именно они рассматривают боевую технику без иллюзий и прикидывают, что они могут ей противопоставить.
Уже самые первые боевые вылеты российского истребителя пятого поколения Су-57 стали предметом самого пристального внимания армейских специалистов различных стран. И не так давно широкой общественности стало доступным заключение, которое об этих машинах предоставила военная разведка самой Великобритании.
Как же оценивают эти машины спецслужбы Соединенного Королевства?
Оказывается – британские профессионалы нервничают. И для беспокойства у них есть сразу три серьезных повода...
Длинная рука российских ВКС
Началось это беспокойство с тех дистанций, на которых Су-57 способен поражать цели. Потому что российские конструкторы продолжили использовать ту концепцию, которая хорошо себя зарекомендовала в функционале Су-30СМ2 и Су-35С, и улучшили возможности новинки как дальнего перехватчика за счет используемых ракет.
Одна из них - уже знакомая и прекрасно себя зарекомендовавшая Р-37М. Она сочетает высокую мощность с дальностью поражения в четыре сотни километров. И британцы уверены, что именно это вооружение будет основной опасностью для более старых машин противника.
А вот вторая стала настоящим сюрпризом для многих. Эта ракета средней дальности «воздух-воздух», которая стала итогом усовершенствования своего предшественника, РВВ-СД, и именуется пока «Изделием 180». Для своего класса она стала абсолютным рекордсменом по дальности, потому что способна пролететь 250 километров.
Самый серьезный ее конкурент, последние модификации американских AIM-120 AMRAAM, пока не преодолел даже 200-километровый рубеж.
И при этом «Изделие 180» весьма компактно, что позволяет без проблем размещать ракеты во внутренних отсеках машины и устанавливать сразу по 10 штук на каждый Су-57.
Соколиные глаза
Вторая причина для волнений – это те системы обнаружения, которыми укомплектован истребитель. В конструкции Су-57 реализована идея «умной обшивки», в рамках которой на машине функционирует не одна радиолокационная станция, а сразу пять!
Такой ход позволяет использовать для поиска разные частотные диапазоны и за счет этого с наибольшей эффективностью обнаруживать цели противника вне зависимости от того, по какой технологии те создавались. А бонусом стала возможность вести поиск на 360 градусов – с этой задачей даже четвертое поколение истребителей справляется с трудом. С этим разве что Су-34 хоть как-то сопоставим – и только потому, что у него есть РЛС заднего обзора.
В числе пяти используемых РЛС самые обширные возможности демонстрирует основная - БРЛС Н036 «Белка». О том, насколько далеко она способна видеть сегодня, информация не предоставляется. Но в 2009-м году ее экспортный вариант был способен разглядеть с 400 километров цель, эффективная поверхность рассеивания которой составляла всего один квадратный метр.
Это означает, что боевой самолет противника Су-57 разглядит не менее чем с пятисот километров, а при удачных углах и направлении – еще дальше. И сценарий для обнаруженной цели будет простым и печальным: российский истребитель быстро сблизится с ней до нужных ему 400 километров и избавится от нее при помощи Р-37М – их результативность в представлении не нуждается.
Все это навело британских экспертов на мысли о том, что в действиях с использованием Су-57 появится новый сценарий. За счет преимущества дальнего обнаружения и возможности применять сверхдальние ракеты они смогут «работать» по целям, находящимся в воздушном пространстве противника, не выходя при этом из своего. Может ли кто-нибудь еще продемонстрировать что-то подобное? На сегодняшний день – никто. Совсем. Потому что слишком высокие показатели.
Налаженное производство
Су-57 не были бы настолько серьезной проблемой, если бы запретительные мероприятия, применяемые против РФ, возымели бы свое действие. Потому что именно из-за них массовое производство этих истребителей могло быть налажено еще в 2018-м – но возникшие сложности отсрочили эту дату. Однако сегодня все подобные проблемы оказались решены.
И решены настолько успешно, что реальность превысила даже ожидания, которые многим казались излишне смелыми. Планировалось, что в течение 2020-2021 годов будет изготовлена тестовая партия этих истребителей пятого поколения, и состоять она будет только из 4-х машин. А в 2022-м объем производства вырастет до 4 самолетов уже ежегодно.
Однако планы оказались приятно перевыполненными. И за 2022-й было изготовлено 6 истребителей, а в течение 2023-го эта цифра будет доведена до 12 самолетов ежегодно. И удержится на этом уровне как минимум на протяжении 2024-го.
При взгляде на такое количество у некоторых возникают сомнения: это всего десяток с небольшим машин – что он реально изменит в раскладе сил? Изюминка в том, что – как раз многое. Да, финансовые затраты на каждый такой истребитель совсем нескромные, и труда на его изготовление тоже нужно немало. Но и эффективность Су-57 в условиях реальной войны более чем впечатляющая. Но это - только во-первых. А во-вторых, не едиными Су-57 известно российское производство боевой авиации.
Например, никто не отменял постройку машин четвертого поколения. Да, Су-35С похуже новинки – но совсем ненамного похуже то... И если что – ему помогут Су-30СМ2, прошедшие с ним унификацию. А не хватит и этого, так есть еще Су-34М, лучший, по мнению всех мировых экспертов, боевой бомбардировщик планеты. Которых, к слову сказать, только в 2022-м с конвейера сошло три десятка.
Если весь этот авиапарк, к которому за 2023-й год планируется добавить еще не меньше сорока самолетов, будет задействован в сражениях, то любому противникам мало не покажется. Тем более что на текущий момент в распоряжении российских ВКС есть не один и не пять, а как минимум полтора десятка сегодняшних Су-57.
Чаще всего я пишу о самолетах времен СССР, но глядя на моего сегодняшнего героя, мне почему-то захотелось делать побольше материалов и на современную технику. Ну что, по вашему мнению Су-57 тоже заслужил лайка? Ставьте палец вверх, если да.
Что думаете, у этого зверя есть будущее? Пишите свое мнение в комментариях.
Не забывайте подписаться на канал, ведь впереди еще много интересного. Так что подпишитесь, чтобы не пропустить.