Найти тему

Может ли школа помешать развитию ребенка?

Источник фото: freepik.com
Источник фото: freepik.com

Швейцарский педагог и публицист Адольф Ферьер еще в начале 20 века сказал:

И сотворили школу так, как повелел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Он не может сидеть без движения — его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания — ему их дают в готовом виде.
И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.

Этой цитате уже так много лет, но по сей день она не утратила своей актуальности.

Конечно, я не считаю, что школу "сотворил дьявол", но согласна с тем, что система образования очень далека от совершенства и во многом препятствует полноценному и разностороннему развитию детей.

Сейчас во многих сферах специалисты начали обращать внимание на природу людей, их потребности и особенности - как физические, так и психологические. На мой взгляд, это отличная тенденция - одна из немногих, которая ведет наше общество в верном направлении.

Так, например, известные и уважаемые психологи и педагоги, уже давно стали говорить о том, что подход в сфере детского образования устарел, что привычный для нас формат школы в корне неверен, что систему нужно менять, учитывая природу детей, их возраст и психологические особенности.

Знаю, что большинству людей такие разговоры не нравятся - огромное влияние здесь играет менталитет, который не позволяет даже представить, что можно мыслить шире и отступать от многолетних правил, создавая новые.

Но опыт некоторых частных школ с более гибкой системой образования, показывает, что другой формат может быть более эффективным.

Увы, школа не всегда позволяет детям проявляться, реализовывать свой талант, развиваться в том, в чем ребенок действительно силен. Там не учитывают, что один ребенок может быть невероятно одарен математически, но быть абсолютным нулем в литературе. И надо бы его поощрять за то, что у него хорошо получается, но в школе делают акцент только на том, в чем ребенок плох. Никто не вызывает родителей, чтобы похвалить ученика, зато охотно прибегают к этому, чтобы пожаловаться, отругать и потребовать, чтобы приняли меры.

В школе нет места индивидуальному походу. Да и откуда ему взяться, если в классах по 40 человек? Отсюда и жалобы родителей, которые вынуждены после основной работы трудиться учителем по вечерам, делая с ребенком уроки и объясняя то, что он не понял в классе. А как он поймет, если у учителя физически нет времени объяснять дважды? Педагог обязан соблюдать нормы, программу и даже при всем желании не может уделить внимание каждому ученику, когда их несколько десятков.

Очень часто в школе тушат внутренний огонь ребенка, не поощряя его фантазию, инициативу, нестандартное мышление. Ведь на самом деле на уроках детей спрашивают не о том, как они поняли то или иное произведение, а рассказывают им, как они должны его понять - как написано в методичке. А критическое мышление? Его очень сложно сохранить в условиях школы.

Конечно не со всеми учителями так. Мама моего мужа - учитель и, как я считаю, от Бога. Потому что ее находчивость, изобретательность, умение заинтересовать детей и говорить на их языке - это действительно дар. Такие педагоги есть, но ведь их действительно единицы. И то, даже таких учителей система очень ограничивает.

Очень хочется, чтобы детей учили, а не дрессировали; чтобы им доступно объясняли и отвечали на вопросы; разрешали проявляться; поощряли таланты, пытливый ум и любознательность; не оценивали кто лучше, а кто хуже; давали больше практических знаний; позволяли получать опыт, задавать вопросы и не навязывали то, что человеку никак в жизни не пригодится. И чтобы в школах было меньше бюрократии, формальностей, а образование было нацелено не на выполнение программы, не на оценки и не на баллы ЕГЭ, а на результат - общество образованных и живо мыслящих людей.