Первым внуком императрицы Екатерины II стал цесаревич Александр Павлович. Государыня лично взялась за воспитание мальчика - стремилась вырастить его непохожим на отца Павла Петровича. Бабушка контролировала все сферы жизни наследника престола - выбирала для него учителей, согласовывала расписание уроков, организовывала досуг. Спустя некоторое время императрица даже написала трактат о том, как нужно воспитывать мальчика.
Цесаревич Александр вырос очень любознательным, жизнерадостным, крепким и смелым юношей. Преподаватели хвалили его за пытливый ум, предприимчивость и тягу к знаниям. Кроме того, молодой человек проявлял способности в спорте, прекрасно танцевал и вообще был хорош собой. Считается, что Екатерина Алексеевна собиралась передать трон внуку, а не сыну, которого называла слабохарактерным, глупым и беспечным.
В возрасте 16-ти лет Александр Павлович стал женатым мужчиной. Бабушка лично выбрала для него супругу - Баденскую принцессу, который на тот момент было всего 14 лет. После крещения в православную веру принцесса стала носить имя Елизавета Алексеевна. Девушка была очень умной и невероятно красивой. Придворные искренне восхищались юностью и красотой молодых супругов и называли их Амуром и Психеей.
Первые годы супружеской жизни Александр и Елизавета были очень привязаны друг другу - казалось, что они обрели истинную любовь, которая будет с ними навсегда. Однако вскоре при дворе стали ходить слухи о том, что цесаревич изменяет своей законной жене. Елизавета Алексеевна, узнав об изменах мужа, стала замыкаться в себе, перестала часто появляться на публике, а проводила время в своих покоях, читая книги или гуляя в одиночестве по саду.
Великая княгиня Елизавета Алексеевна еще страдала из-за того, что не может подарить мужу детей. В течение нескольких лет брака у нее не было ни одной беременности. Долгожданный первенец супругов появился через шесть лет после заключения брака. Новорожденной княжне при крещении дали имя Мария и ее появление на свет сразу стало причиной сплетен. Многие поговаривали, что девочка - плод любви Елизаветы Алексеевны и князя Чарторыжского, друга Александра Павловича.
Малышка появилась на свет с темным волосами. При том, что оба ее родители были светлыми от рождения. Однако несмотря на сплетни и пересуды, цесаревич Александр Павлович признал Марию своей дочерью, а когда в возрасте одного года и двух месяцев она скончалась - горько плакал и переживал, не давая усомниться в том, что горюет по родной дочери. Смерть княжны Марии Александровны ненадолго сплотила супругов, но спустя время цесаревич вновь стал встречаться с другими женщинами.
Ни для кого не было секретом, что постоянной возлюбленной будущего императора была Мария Нарышкина. Александр Павлович не скрывал своих отношений на стороне и часто появлялся с любовницей на всевозможных приемах, не задумываясь о том, что может ранить чувства законной жены. Вероятно именно тогда Елизавета Алексеевна приняла решение, что тоже должна найти утешение в другом человеке. Спустя время у нее закрутился роман с Алексеем Охотниковым.
В 1806-ом году у Елизаветы Алексеевны вновь родилась дочь. Естественно все считали отцом ребенка Алексея Охотникова, но Александр Павлович признал девочку своей дочерью без всяких размышлений. Новорожденная получила имя в честь матери - Елизавета. Великая княгиня растворилась в долгожданном ребенке и всю себя посвятила дочери. К несчастью девочка отправилась на небеса в возрасте полутора лет.
Смерть второго ребенка навсегда разрушила отношения Елизаветы и Александра - более они даже не пытались сблизиться и восстановить семейные отношения. Настало время Марии Нарышкиной, которая открыто показывала свое превосходство - считалось, что отцом ее пятерых детей был Александр Павлович. Казалось, что от императора не рожала только законная супруга - ему приписывали отцовство над 11 дети. София Мещерская, Мария Туркестанова, Маргарита Жозефина Веймер, Едена Раутенштраух, Мария Карачарова могли похвастаться, что носили дитя императора.