Найти тему
Чисто Мама

Как управлять детской агрессией?

Оглавление

В настоящее время стремительно растет число агрессивных детей. Драчуны и задиры повсеместно встречаются в детских коллективах, особенно часто вспышки агрессии проявляются в начальной школе. 

Агрессия и агрессивность — понятия разные. Агрессия – разовое проявление. Мало кто может сказать про себя, что никогда в жизни не проявлял агрессии. Разовые вспышки могут быть у каждого: громкий скандал, сломанный карандаш, брошенная от злости вещь – негативные эмоции проецируются на людей или предметы. 

Агрессивность – это психологическая особенность человека, привычное поведение. Основной отличительной чертой агрессивного человека является неспособность контролировать себя и причинение вреда окружающим. Агрессивный человек конфликтует с окружающими, мстит, злится, разрушает отношения и предметы, может нанести физический вред другим людям или животным. 

Агрессивный ребенок ругается и спорит, завидует, обзывается, выходит из себя в каждой некомфортной для него ситуации, дерется, задирается, разрушает чужие постройки, портит вещи, мешает сверстникам. Он очень чувствителен к словам и поступкам. Если подобные проявления у ребенка наблюдаются хотя бы раз в месяц, то следует признать его агрессивность. 

Корни детской агрессии

Агрессия не появляется сама по себе, у нее есть причины — внешние факторы, помноженные на особенности детской психики. 

Психологи выделяют несколько внутренних качеств, способных спровоцировать детскую агрессию: 

- импульсивность, неспособность контролировать свое поведение; 

- высокая эмоциональная чувствительность; 

- тревожность: ребенок не доверяет окружающим, боится и воспринимает их действия как враждебные; 

- низкая самооценка: желание скрыть свою несостоятельность. 

Среди внешних признаков, воздействующих на психику, следует выделить: 

- агрессивное поведение окружающих (родители, старшие братья и сестры, педагоги); 

- постоянный стресс или чувство опасности (неблагополучные семьи, постоянные наказания, агрессивное отношение сверстников, опасные виды спорта); 

- дефекты воспитания: частые запреты, подавление желаний, авторитарные отношения; 

- отсутствие друзей; 

- желание доминировать над сверстниками, показать свою силу; 

- недостаток внимания, желание привлечь его к себе; 

- вседозволенность. 

Агрессивность детей возникает из-за недоверия к окружающему миру, беззащитности и желания защитить себя самому. 

Агрессивный ребенок пытается наказать мир за свои неудачи и обиды: 

- не получился рисунок: виноват карандаш – сломать его; 

- у других лучше постройка – сломать ее; 

- не берут в игру – помешать; 

- сверстник не поделился чем-то или сделал что-то лучше – оскорбить или ударить.

Вот такой алгоритм действий. Правда, сформировался он не сразу, а после целого ряда накопленных обид, запретов, унижений, невнимания.

Как управлять детской агрессией?

-2

Лучше не допускать детской агрессивности, но если ваш ребенок импульсивен от природы, эмоционален и чувствителен, то уберечь его от внешних раздражителей довольно сложно. Значит, нужно быть готовым к проявлению его агрессивности.

1. Оценивайте с детьми чужие эмоции на примере кукол, игрушек, героев мультфильмов. Показывайте, как некрасиво и плохо ведут себя отрицательные герои: карабас-барабас, волк и др. Но не проецируйте героев на ребенка.

2. Учите ребенка называть свои эмоции правильно: злость, радость, обида, грусть, недовольство и т.д. Понять свои эмоции – первый шаг к контролю над ними.

3. Учите ребенка отвечать за свои неправильные поступки. Если вы обидели кого-то или сорвались непосредственно на ребенке, то покажите свое раскаяние и обязательно извинитесь. Дети копируют нормы поведения по образцу взрослых. 

4. Направляйте силу и импульсивность в мирное русло, например, в спорт. Учите детей правилу сильных людей – они никогда не обижают слабых. 

5. В случае агрессивной вспышки переключите детское внимание на: 

- сильный резкий сигнал (музыка, стук, звук, короткий крик и т.д.); 

- новое интересное действие (ответить на звонок, погладить щенка, что-то посмотреть и др); 

- неожиданное действие (выключить свет, уронить что-то, поднять ребенка на руки).

6. Старших детей учите навыкам самоконтроля: сделать глубокий вдох, посчитать до пяти, хлопнуть в ладоши и т.д. 

7. Учите ребенка исправлять свои поступки: чинить сломанные вещи, извиняться. Но не нужно его заставлять. После того, как ребенок успокоится, поговорите с ним: спросите, что он чувствует, приятно ли ему было, подумайте вместе, как все исправить. 

8. Не наказывайте ребенка за плохое поведение, если он все исправил и раскаялся. 

Не надо пытаться немедленно подавить агрессию, а постараться понять причину происходящего, отвлечь и направить эту энергию в мирное русло. Искренне любите своего ребенка. Там, где есть любовь, нет места злу и агрессии.